Презентация к докладу «Игра – как средство развития природного потенциала личности неслышащего младшего школьника».
Доклад «Игра – как средство развития природного потенциала личности неслышащего младшего школьника». Из опыта работы воспитателя ГКОУ РО ОЦОНУ ПетренкоЛюдмилы Ивановны 2015 – 2016 уч. год.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет высокие потенциальные возможности разностороннего развития ребёнка.
Л.С.Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьника. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития».
В.А.Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Игра-это осмысленная деятельность, которая является выражением отношения личности к окружающей действительности. В игре важен не результат, а сам процесс.Суть человеческой игры в способности, отображая, преображать действительность.
Игра – это метод познания действительности. Он направляется внутренними силами и позволяет ребёнку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры.
Методы организации и развития игры.Методы организации и руководства игровой деятельностью, направленные на развитие детского коллектива.Методы развития творческих игр и детских взаимоотношений на основе взаимосвязи обучения и игры.Методы развития содержания игры на основе взаимосвязи игры с трудом.
Взаимодействие взрослого с детьми в творческих играх.Задачиформирования.Общая стратегия игрового взаимодействия с детьми.Структура сюжетов. Формировать умение принимать и словесно обозначать игровую роль. Реализация специфических игровых действий.Развёртывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнёром-сверстником. Втягивать детей в ролевое взаимодействие (ролевой диалог), сводя к минимуму предметные игровые действия, взяв на себя игровую роль; подключаться к уже возникшей игре ребёнка, приняв на себя подходящую дополнительную роль и переводя в плоскость ролевого диалога эту игру;широко использовать сюжетно-смысловую ситуацию разговора персонажей по телефону. Одно-, двухтемные сюжеты с взаимодополняющими ролями, где очевидна их смысловая и функциональная связь (доктор – больной, продавец-покупатель и т.п.)
Играя с детьми, всегда обозначать вербально принимаемую роль («Я продавец») и роль партнёра («А ты будешь покупателем»), стимулировать к обозначению принятых ролей («Ты кто, Катя, доктор?»). Переходя к новой роли, акцентировать этот момент («Я теперь не доктор, а шофёр такси»).Подходящая тактика.Неподходящая тактика.Включаться в игру с детьми, не обозначив своей роли или не выяснив, какую роль взял на себя ребёнок; переходить к другой роли, не обозначив момент её смены; обращаться к партнёрам во время игры по имени, не используя ролевого обращения (типа «Вася, полечи меня», а не «Доктор, полечите меня»).Выделять в игре с детьми специфику ролевых действий, направляя основное внимание партнёров на общий смысл роли и ролевое взаимодействие через активное использование ролевого диалога.Использовать в игре преимущественно парные взаимодополняющие роли, смысл которых способствует непосредственному ролевому взаимодействию партнёров ( доктор-больной, продавец-покупатель,…).Постепенно увеличивать число ролей за счёт развёртывания сюжета в процессе самой игры, вводя ещё 1-2 персонажа, связанных по смыслу с предыдущими.Делать основным предметом внимания детей детальные действия, присущие принятой роли ( до деталей копировать укол и другие профессиональные действия), учить точному воспроизведению профессиональных операций, соответствующих роли. Задавать детям предварительный план игры с конкретными предписаниями действий, жёсткой ролевой структурой. Требовать в процессе игры соблюдения этого плана.Предоставлять детям возможность свободно включаться в игру, менять её сценарий по ходу игры (сообразно смыслу развёртываемого сюжета или желанию). Требовать от детей соблюдения взятой на себя роли на протяжении всей игры.Перемещаться от одной пары или подгруппы детей к другой, включаясь в их игру: остальным детям предоставить возможность действовать самостоятельно, по желанию (имея выбор – продолжать начатую со взрослым игру или нет).Пытаться организовать всю группу детей для игры по единому сюжету, управлять ею, контролируя действия участников так, что все дети оказываются занятыми, но никто из них не свободен в своих действиях.Использовать очень лаконичную атрибутику, не мешающую детям в ходе развёртывания сюжета переходить к другой роли, необходимой по смыслу сюжетных событий (сумка или шапочка врача, каска пожарного и т.д.). Использовать слишком громоздкую ролевую атрибутику, жёстко закрепляющую за участником игровую роль и мешающую сменить её на другую в соответствии с ходом развёртывающихся событий.Активно использовать в качестве основы для игры мотивы сказочных сюжетов, структура которых способствует непосредственному ролевому взаимодействию участников.Ограничиваться в игре только семейной тематикой или профессиональными ролями, которые заданы программой.ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
Сюжетно-ролевая игра «У врача». Цель: формировать умение связно передавать в игре деятельность окружающих, действуя в соответствии со взятой на себя ролью.
Задачи: Расширять знания воспитанников по данной теме, дать представления о функциональном назначении и использовании предметов.Учить отображать в игре труд и взаимоотношения людей.Развивать словесное общение детей, расширять и активизировать словарь. Развивать специфический словарь, связанный с сюжетом игры.Развивать активность, самостоятельность, логическое мышление, воображение, формировать познавательные интересы.На фоне положительного психоэмоционального состояния воспитанников воспитывать дружеские взаимоотношения, умение считаться с интересами товарищей. Чувства сочувствия и сопереживания.
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
Игровой материал: халаты, косынка, шапочка, мыло, полотенце, вата, бинты, фонендоскоп, шпатель, пинцет, мензурки, градусник, шприцы, баночки, «мазь», «капли», «йод», «спирт», «зелёнка», пипетка, зеркало, таблица для проверки зрения, указка, истории болезней, бланки рецептов, ручка, стол, стулья, кушетка.
I этап - воспитатель содействует развитию игры, формирует умение связно передавать в игре деятельность окружающих, развивает воображение, способствует развитию замысла, формирует умение ставить цель, выбирать роли, придумывать несложный сюжет.II этап – воспитатель развивает и обогащает сюжет игры, формирует умение объединяться в игре, распределять роли; помогает робким и застенчивым детям входить в игру. Воспитывает дружеские взаимоотношения, умение считаться с интересами товарищей, помогать им.III этап – воспитатель руководит коллективом играющих, помогает наладить сотрудничество, совместно обдумывать содержание игры, распределять роли. Следит, чтобы активные дети не подавляли инициативу товарищей. Воспитывает умение действовать согласно взятой на себя ролью. IY этап – используется игра для воспитания моральных качеств, развития познавательных интересов и способностей детей, воображения; учит самостоятельно разрешать споры и конфликты.Этапы развития игры.
Предварительная работа по подготовке к сюжетно-ролевой игре «У врача». Чтение книг.А.Барто «Мишка», «Мы с Тамарой – санитары». А. Кардашов «Наш доктор». Занятия по книгам.К.Чуковский «Айболит», В.Маяковский «Кем быть?». Разгадывание загадок.Беседа «О труде наших мам».Игра «Найди картинку».Рассказ по серии картинок с последовательно развивающимся сюжетом.Разгадывание кроссворда.Дидактические игры («Мама с дочкой пришли в больницу», «Врач приехал к больной Марине», «Я с мамой на приёме у врача»).
Рекомендуемая литература.Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка. // Вопросы психологии. №6. 1962.Игра – дело серьёзное. // Бюллетень №2 департамента образования Ростовской области и областного методического Центра по работе с детьми и подростковыми объединениями. Ростов н/Д, 1992.Колтуненко И.В. Развитие речи глухих школьников. М.: Просвещение, 1980.Колтунова А.А., Копытина М.Г. Как научить детей играть. Ростов н/Д: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2000.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. /Под редакцией Т.А.Марковой. М.: Просвещение, 1982.Речитская Е.Г. Развитие глухих школьников в процессе внеклассной работы. // Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Аналитический научно-методически центр «Развитие и коррекция» М., 2002.
Интернет - ресурсы:https://yandex.ru/images/search?_=1438174089801&p=3&text=%D1%81%D1%8E%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%BE--%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B%2020%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%20%D1%81%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8C%D0%BC%D0%B8&_=1438174828731
Спасибозавнимание!
Я всегда радагостям. Готова ксотрудни -честву.