Поэтический час как активная форма изучения литературы
Поэтический час как активная форма изучения литературы в профильном (естественно-математическом классе) Мастер-класс «Счастливый день!Его я отличаю…»(любовная лирика Н. А. Некрасова) Проблема преподавания русского языка и литературы в естественно-математическом классе состоит в том, что на изучение этих предметов в программе предусмотрено значительное сокращение часов. Тем не менее, русский язык и литература остаются основными предметами, по которым все учащиеся сдают обязательные экзамены. Решение этой проблемы зависит не только от педагога , но и учащихся, которым приходится заниматься намного больше самостоятельно, чем по другим предметам (большие по объему художественные произведения, большое количество поэтических произведений, которые физически невозможно не только обсудить на уроке, но, зачастую, даже познакомиться обзорно). Поэтический час, как особая форма занятия с учащимися, нашел свое воплощение при изучении творчества Некрасова. По плану в профильном классе на изучение его произведений отводится 9 часов, в т.ч. урок развития речи. А в рекомендациях Минобразования 2008 года для экзаменационного сочинения предлагается 13(!) тем по его поэзии. Форма мастер-класса в виде поэтического часа основана на показе и демонстрации творческого решения познавательной и одновременно педагогической задачи, которая предусматривает: вовлечение в подготовку и проведение урока всех без исключения учащихся; изучение предусмотренной программой темы в полном объеме;возможность самореализации каждого участника учебного процесса, что способствует успешной социализации. Особенности организации такого вида учебной деятельности предусматривают: создание условий для включения всех в активную деятельность;взаимодействие происходит в сотрудничестве, сотворчестве, совместном поиске оптимального решения проблемы. Позиция мастера в данном случае - это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу;создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;проявление своих личностных качеств, таких, как- коммуникативность,- общекультурное развитие, - взгляды, - убеждения, - мировоззрение, - характер, - воля, - темперамент и др. Авторская технология в данном случае передается путем примера через умение сосредоточиться на предмете разговора, отсутствии скованности,создании соответствующей психологической атмосферы. Социализация участников мастер-класса происходит в процессе так называемого отчета о выполнении поставленной задачи. Задействованы все учащиеся без исключения, это позволяет использовать способности каждого, дает возможность самореализоваться в условиях классного коллектива. Подготовка такого мастер-класса не отнимает учебного времени;задание дается на перспективу (за 2 недели до проведения урока);учащиеся имеют возможность самостоятельно выбрать темп деятельности, распределить нагрузку, объем материала так, как им удобно;также самостоятельно учащиеся выбирают роли (ведущих, чтецов); Выводы: Мастер-класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.Мастер (педагог) в данном случае инициирует поисковый, творческий самостоятельный характер деятельности участников. Выводы: Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.