Презентация по самопознанию на тему: Новые подходы к гуманизации современного образовательного пространства


Подготовила: Куандыкова О. В.План Тема: Новые подходы к гуманизации современного образовательного пространстваВозвращение к истокам в современной философииВозвращение к истокам в современной психологииВозвращение к истокам в современной педагогике (духовный гуманизм)Структура личностиТри типа педагогики На современном этапе развития философии, психологии, педагогики восстанавливается целостность понимания человека как триединства Возвращение к истокам в современной психологииЗападная психология.Три основных направленияПсихоаналитическое направление, «первая волна» (З. Фрейд, Э. Эрисон, К. Хорни), изучающее зависимость бессознательных реакций психики на сознательную деятельность личности человека. Бихевиористическое направление, «вторая волна» (основоположник этого направления, американский физиолог Дж. Б. Уотсон  предложил в качестве предмета изучения поведение. Научный поиск бихевиористов был направлен на выяснение законов, связывающих воздействующие стимулы и ответные поведенческие реакции.)Гуманистическое направление, «третья волна», (Название было предложено доктором философии, профессором из Бостона А.Р. Коэном, но «духовным отцом» этого направления по праву считается американский психолог А. Маслоу .)  признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему. Современные философы о духовности человекаСпиркин Александр Георгиевич (24.01.1919 - 28.06.2004) - философ и психолог«Человек есть воплощенный дух и одухотворенная телесность, духовно-материальное существо, обладающее разумом. И в то же время это субъект труда, социальных отношений и общения»Влади́мир Петро́вич Зи́нченко (1931-2014) — советский и российский психолог. «Психологическая педагогика признает реальность души и тела. Душа и дух- реальность. Они не менее объективны, чем так называемое объективное, например, материя» (в философском смысле). Основные положения гуманистической психологииХолический (целостный) подход к человеческому существованию. Подчеркивает фундаментальное убеждение в том, что все люди от природы добродетельны.Ориентирован на потенциал каждого человека.Подчеркивает важность самопознания и самосовершенствования.Утверждает существование Сверхсознания или высшего надличностного Я человека Возвращение к истокам в современной педагогикеШ. А. Амонашвили : Что главное в Манифесте? Я одно хочу выделить: это проблема самосовершенствования. Мы должны осознать нашу слабость и наши пороки, мы должны осознать, что есть в нас, что недостойно нас. И чего нет у нас из того, что должно быть, раз мы осмелились стать учителями. Ведь говорят нам: не все будьте учителями, ибо из-за этого будете подвергаться большему осуждению. Понимаете, будете подвергаться большему осуждению. Если не будете делать то, что учителю полагается делать. Это говорится в Новом Завете. И если вы осмелились стать учителями, а учитель означает носитель Света, то вы должны заглядывать в зеркало души и спрашивать, а я, правда, есть излучающий Свет. Во мне есть Свет? А что такое вообще есть Свет? структура личностиДуховный уровень(Интуиция. Совесть. Вдохновение)Уровень различения (Разум, знания) ИСМентальный уровень ()Ум, впечатления)Эмоциональный уровень. Подсознание пять органов чувств Физический уровень Пример с каретойТело –каретаЧувства – лошадиУм – поводьяРазум – возничийВысшее я - хозяин(притча «Внутренний покой») Три типа педагогикиПедагогика формированияПедагогика развития способностейПедагогика совершенствованияСмысл Гуманной Педагогики – это ведение ученика по пути совершенствования своего духовного мира и понимания своего предначертания, понимания суровости долга по пути умножения Добра и Любви на земле. Задача учителя помочь ребенку найти в себе возвышенную душу и служить ей преданно.ПРИНЦИПЫОбразовательные процессы гуманной педагогики следуют принципам сотрудничества, духовной общности, взаимопонимания, доверия, творящего терпения, свободного выбора, радости познания, любви.                                 (Из Манифеста гуманной педагогики)Для гуманной педагогики принципы любви, созидательного терпения, доверия, свободного выбора, радости познания и общения, сотрудничества и т.д. являются исходными; они есть существенные компоненты педагогического процесса.                                              (Шалва Амонашвили)   Три стиля педагогаавторитарный (общение-дистанция) - во взаимоотношениях с учащимися способы воздействия основаны на подчинении. Педагог стремится к единоличному управлению классом и устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требованийлиберальный - педагог весьма терпимо относится ко всем перипетиям жизни класса, не вмешивается в дела учащихся без крайней необходимости, не проявляет особой инициативы в организации тех или иных дел. По существу - это стремление завоевать ложный, дешевый авторитет у учащихся, что противоречит требованиям педагогической этики.гуманный (или стиль дружеского расположения) – педагог стремится, чтобы каждый учащийся был самостоятельным и отвечал за свои действия перед коллективом, а не только перед ним. Его установка на отношения с учащимися - максимум доверия и уважения к ним, но не принуждение;