Обобщение педагогического опыта по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики
Донгак Татьяна СарыгларовнаУчитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г.Ак-Довурак
Обобщение педагогического опыта по теме: "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики"
Математика – это язык, на котором говорят все точные науки. Н.И.Лобачевский
Цель: активация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие творческого потенциала личности ученика, как залог его успешной самореализации, на основе использования различных форм и методов работы, организации дифференцированной и индивидуальной работы на уроках математики.
Задачи: объяснение материала на более высоком, чем минимальном уровне;чёткое выделение содержания учебного материала, который ученики должны усвоить, занимаясь на том или ином уровне;перед началом изучения очередной темы ознакомление учеников с результатами, которых они должны достичь;формирование у детей стремления к состязательности, здоровому соперничеству, полной реализованности.
Актуальность Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.
Новизна: Необходимо быть грамотным, чтобы нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». А быть грамотным в быстро меняющемся мире означает быть просто лучше образованным.
Научность: Исследования, которые развивались в русле психолого-педагогического направления, были направлены на выявление сущности познавательной деятельности как дидактической категории, ее элементов – предмета и цели деятельности.
Познавательная деятельность школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Познавательная деятельность рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания.
Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделить познавательную деятельность как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств.Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а прежде всего ума, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь ещё не решённых проблем.
Познавательная деятельность – это высшая работа учебной деятельности школьника и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому её присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая
Нетрадиционные формы уроков позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, привлечь интерес всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. Применяя в течение ряда лет в свое практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения. В своей работе я применяю следующие нестандартные уроки:урок-соревнование;урок-игра;урок-путешествие;урок-практикум;урок-консультация;Интегрированные уроки.
Результативность опытаДля активизации познавательной деятельности я стремлюсь разнообразить методику проведения уроков, используя современные технологии, стараюсь создать на уроке ситуацию успеха и комфортную психологическую обстановку, повышая интерес учащихся к предмету.В результате, участниками и призёрами олимпиады стали.
Результаты
Выводы.Процесс обучения – всегда процесс творческий. Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы: Одним из путей развития творческой активности учащихся, совершенствования процесса обучения математике является организованная система работы. Систематическое проведение внекласных мероприятий и повышение их учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества математической подготовки школьников. Связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью, использование информационных технологий дают возможность учащимся расширять знания, творчески применять их в решении различных задач. Контроль за выполнением всех видов работ содействует организации тематического учета знаний, помогает мобилизовать деятельность, способствует развитию мышления школьников. Уроки математики позволяют более правильно воспринимать окружающий мир, постигать истину, укреплять здравый смысл, находить свое место в мире, выбирать стиль поведения.
Донгак Татьяна СарыгларовнаМБОУ СОШ № 1Учитель начальных классовСпасибо за внимание!