Презентация к научно-практической конференции учителей Концепция духовно-нравственного развития личности ребенкапо созданию воспитательной системы школы
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ 7 ОКТЯБРЯ 2014 ГОДА МКОУ «Киреевская гимназия» ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕОткрытие конференции, определение ее актуальности – Никонова Н.В., заместитель директора по УВР Теоретический блок. Концепция «Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» – Гавришина Н.М., руководитель кафедры воспитания КОНЦЕПЦИЯДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИГРАЖДАНИНА РОCCИИ В СВЕТЕ ФГОСОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ - www.vestnik.edu.ru/proect.html ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей – есть основной момент при переходе от возраста к возрасту» Л. С. Выготский Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Из посланий Президента РФ Федеральному собранию РФ «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений». Концепция - ценностно-нормативная основа взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации Целью этого взаимодействия с семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Законодательная база концепции Конституция РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации)Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4). Федеральный Закон «Об образовании РФ» Национальная доктрина образования Международная конвенция «О правах ребенка» 1989г. «Всеобщая декларация прав человека» Гражданский кодекс РФ «Основы законодательства РФ о культуре» Концепция определяет характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Социальный заказ государства Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач. Система фундаментальных понятий концепции нация – государственно-территориальная и политико-правовая общность с общими политическими, историко-культурными и духовно-ценностными характеристиками и общим самосознанием. Многонациональный народ РФ – многоэтничная гражданская нация;национальное государство – государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, с общей территорией, с общими историко-культурными ценностями жителей страны;национальное самосознание (идентичность) – разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основа его базовые национальные ценности и общая историческая судьба; Система фундаментальных понятий концепции формирование национальной идентичности – формирование у личности представления о многонациональном народе РФ как о гражданской нации и воспитание патриотизма;патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом, чувство гордости за своё Отечество, малую Родину, активная гражданская позиция, готовность к служению Отечеству;гражданское общество – общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества; Система фундаментальных понятий концепции многообразие культур и народов– культурное многообразие, диалог и взаимообогащение всех этнических культур многонационального народа РФ и глобальных или мировых культурных явлений как условие развития, стабильности и гражданского согласия;межэтнический мир и согласие – единство в многообразии, культур, традиций многонационального народа РФ, равноправие граждан независимо от национальности, межэтнический мир, толерантность;социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе жизни и образования, вхождения в социальную среду, принятия ценностей общества, активное воспроизводство системы общественных отношений; Система фундаментальных понятий концепции развитие – процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности;воспитание – педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;национальный воспитательный идеал – высшая цель образования, нравственное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы и т.д.; Система фундаментальных понятий концепции базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа РФ;духовно-нравственное развитие личности – последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;духовно-нравственное воспитание личности гражданина РФ – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. 1. Национальный воспитательный идеал Средневековый воспитательный идеал Руси: православное христианство, честь, верность, соборность, служение, самоотверженность, любовь. Имперский идеал: «человек государственный, слуга царю и Отечеству» (человек-патриот, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбивый, полезный гражданин России ). 1. Национальный воспитательный идеал Советский идеал: воспитание всесторонне развитой личности, готовой на самопожертвование во имя будущего своей страны и своего народа.Воспитательный идеал 90-е гг. ХХ в. -формирование свободной в своем самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом. «Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества должно быть мерилом жизненного смысла» М. В. Ломоносов Определяя современный национальный воспитательный идеал, надо учитывать:преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох;духовно-нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством; внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией. Современный национальный воспитательный идеал Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. 2. Задачи духовно-нравственного развития В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:• готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;• готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, образования и универсальной установки «становиться лучше»; • укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;• формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; • развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам; Воспитание обучающихся должно обеспечить: Воспитание обучающихся должно обеспечить: • принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;• готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;• способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;• трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; Воспитание обучающихся должно обеспечить: осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями. В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить: принятие общих национальных нравственных ценностей;готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия; духовную, культурную и социальную преемственность поколений. В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить: осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;бережное отношение к жизни человека, заботу о продолжении рода;законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок; В сфере государственных отношений духовно-нравственное воспитание должно содействовать: укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;укреплению национальной безопасности. 3. Духовно-нравственное развитие и воспитание Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования (Закон РФ «Об образовании» (ст. 9, п. 1). Содержание духовно-нравственного воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями. Сфера педагогической ответственности усилия государства направлены сегодня на воспитание активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;общее образование является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России. При этом основным субъектом является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения;содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства. В рамках образования должно быть осознанное восприятие и принятие обучающимся ценностей: семейной жизни;культурно-регионального сообщества;культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий;российской гражданской нации;мирового сообщества. 4. Базовые национальные ценности патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость; 4. Базовые национальные ценности природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. 5. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания нравственный пример педагога;социально-педагогическое партнёрство;индивидуально-личностное развитие;интегративность программ духовно-нравственного воспитания;социальная востребованность воспитания. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Содержание духовно-нравственного воспитания и развития личности история России, российских народов, своей семьи, рода;жизненный опыт своих родителей, предков;традиционные российские религии;произведения литературы и искусства, лучшие образцы отечественной и мировой культуры;периодическая литература, СМИ, отражающие современную жизнь;фольклор народов России;общественно полезная и личностно значимая деятельность;учебные дисциплины;другие источники информации и научного знания. Система базовых национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Очевидной является необходимость социальной востребованности воспитания. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка. Оно достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Обеспечение устойчивого и успешного развития России Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение численности многонационального народа РФ , повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни. Выступление участников конференции «Духовно-нравственное воспитание на образовательном пространстве района» - Башкина Л.А., методист РМК «Реализация духовно-нравственного компонента развития личности при изучении технологии» - Суркова О.Н., замдиректора по УВР, учитель технологии Выступление участников конференции 3) «Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения» - Отец Александр, представитель русской православной церкви4) «Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи» - Горюк В.В., пастор церкви христиан – адвентистов седьмого дня Выступление участников конференции 5) «Глас вопиющего в пустыне» - Балаев А.И., священник христианской пресвитерианской церкви 6)«Духовно-нравственное развитие личности: из опыта работы» - Бредихина И.С., представитель ДДТ Киреевского района СВОБОДНЫЙ МИКРОФОН II. Проектирование программы «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в МОУ «Киреевская гимназия» на 2011-2016 гг. Работа секций по модулям «Я и Отечество»: руководитель – Полунина Н.А., завкафедрой гуманитарных наук «Я - Защитник Отечества»: руководитель Чупеева О.Л., организатор-преподаватель ОБЖ «Я и Здоровье»: руководитель Иванова М.В., учитель биологии, педагог доп. образования «Я и Культура»: руководитель – Артекова Н.И., социальный педагог «Я и Семья»: руководитель - Воронцова Л.В., завкафедрой начальной школы «Я и Я»: руководитель - Булаева С.В., завкафедрой физико-математических наук «Я и Школа»: руководитель – Володина Н.Ю., замдиректора по УВР «Я и Планета»: руководитель – Карпова В.М.., завкафедрой химико-биологических наук Работа секций по модулям III.Окончание конференции 1) Выступление представителей групп-модулей;2) Подведение итогов конференции - Никонова Н.В. Спасибо за сотрудничество