Исследовательский проект по литературе Роль чтения в современном обществе
Исследовательский проект по теме : « Роль чтения в современном обществе»Выполнила :Даниленко Юлия Ученица 8 «Г»ГБОУ СОШ №2079 г.Москвы
Цель : Изучение роли чтения в современном обществе.Задачи: 1. Поддержание высокого статуса книги и чтения как средства социализации личности.2. Необходимость разработки методик и технологий приобщения к чтению, а также продвижения чтения.3. Формирование высокого уровня культуры чтения и информационной культуры во всех читательских категориях. Цель и задачи.
Сегодня всё чаще говорят о необходимости целенаправленно формировать информационную культуру человека. Одним из базовых навыков, входящих в эту культуру, является навык чтения и понимания. Человек, который вступает в богатейшую информационную среду современной цивилизации и намерен активно ею пользоваться, должен уметь читать. Причём не просто складывать буквы в слова — речь идёт о чтении как многоаспектном, сложно устроенном процессе.Чтение в XXI веке
Поэтому важным вопросом на данный момент является изучение проблем чтения молодого поколения, нужно выяснить, почему оно стало второстепенным занятием. Не секрет что молодые люди читают книги, но в основном только то, что необходимо по образовательной программе, либо что-то для личного интереса.
Школьников необходимо специально и подробно познакомить с этим процессом — так решили авторы учебника «Человек и информация»*, который вышел в конце прошлого года в Екатеринбурге и будет проходить апробацию в школах области. Описав в специальных разделах информационные ресурсы общества и особенности поиска информации, авторы учебника посвятили две большие главы чтению. В этих главах — разговор о чтении как творческом процессе и о стратегиях чтения.5-6класс
7-8 класс
9 класс
Нельзя не согласиться что все-таки количество читающей молодежи невелико. Конечно же, чтение становится популярным, но процесс этот очень медленный. В настоящее время на процесс социализации молодых людей оказывают огромное влияние «некнижные» средства массовой информации. С каждым днем количество способов получения информации неуклонно растет. В настоящее время традиционные книги и периодические издания вытесняются аудиовизуальными или экранными способами получения знаний. Поэтому можно сказать о том, что на чтение оказывает пагубное влияние развитие «виртуальной» культуры (интернет, аудио – книги, телевидение).
Вот некоторые отрицательные моменты этого воздействия: - снижается престиж чтения и его символический статус- изменяется восприятие информации и печатного текста (оно становится фрагментарным и поверхностным)- репертуар читательского выбора и мотивация к чтению тоже заметно изменяются (под влиянием телевидения повышается заинтересованность непосредственно к тем темам, которые человек видит на экране, в большей степени это касается триллеров, комиксов, книгам ужасов и приключенческих детективов)- большее предпочтение отдается тем печатным изданиям, в которых широко представлен видеоряд, следовательно, возрастает интерес к комиксам и иллюстрированным журналам.
Чтение — многосоставной и многоуровневый процесс. Оно может быть:— рациональным и эмоциональным (по участию психических процессов — мышления, памяти, воображения, воли, чувств); — функциональным и эстетическим (по целям); — репродуктивным и творческим (по степени осмысления информации); — деловым и досуговым (по мотивам);— быстрым и медленным (по скорости).Виды чтения
Молодое поколение достаточно много времени проводит перед экраном монитора или телевизора, и это способствует созданию разнообразных электронных библиотек. В настоящее время традиционные книги менее популярны, чем книги на дисках. Произведения классиков активно оцифровывают, а молодежь с удовольствием приобретает их для чтения.Экранное чтение.
Существует несколько различий между печатным и электронным текстом. Во-первых, усиливается взаимодействие между автором (создателем) электронного текста и читателем. Читатель сам активно участвует в создании текста в чатах, блогах, на форумах в Интернете. Задав необходимые параметры, он может получить текст персонально для себя, в соответствии с собственными интересами.
Во-вторых, продвижение по электронному тексту может регулироваться программой. Чтение может быть приостановлено; в случае неверных ответов на вопросы, проверяющие понимание, может быть предложено повторение выполнения задания. Читатель сам устанавливает уровень сложности заданий: по этому принципу построены обучающие программы на дисках серии «Репетитор», выпущенные издательским домом «Кирилл и Мефодий». Можно выбирать удобный тип и размер шрифта. Программы для слабовидящих подключают звуковое сопровождение текста
В-третьих, структура электронного текста представлена в виде гипертекста. Так называют нелинейный текст, содержащий переходы от одной части к другой, позволяющие выбирать последовательность чтения. При такой форме организации текстового материала его единицы представлены как система указанных возможных переходов, связей между ними. Следуя этим связям, можно читать материал в любом порядке, образуя линейные тексты. “Нелинейный текст”, который содержит множество отступлений, разветвлённых связей, комментариев, возник давно. Библия — Книга Книг — сделана как гипертекст с множеством взаимных отсылок к различным главам и строкам. Свойственные гипертексту ссылки, отсутствие линейного повествования используется современной постмодернистской литературой для создания эффекта игры.
В-четвёртых, электронные тексты часто включают новые символы. Это не только иллюстрации, которые есть и в печатном тексте, но и компьютерная графика, видеоклипы, руководство по работе с текстом.
Учитывая вышеперечисленное, можно утверждать, что главными конкурентами литературы являются Интернет и телевидение. То свободное время, которое ранее тратилось на чтение книг, сейчас расходуется на компьютерные игры и телевизионные просмотры. Часто можно слышать от молодежи, что если им и хочется провести время за чтением, то они выберут нечто легкое или развлекательное, например журналы с большим количеством иллюстрированных страниц. А вот романы молодое поколение читает намного реже, чем раньше.