Презентация по ИКМК на тему Хозяйство мордовского края в 16 веке (6 класс)


Презентацию подготовила учитель истории, ИКМК МОУ "Пензятская СОШ", МКОУ "Болотниковская ООШ" Лямбирского района РМ Щукина О.И. В письменных источниках XVI в. говорится о том, что даже северные лесные присурские районы мордвы славятся изобилием хлеба. Соратник Ивана Грозного в Казанском походе А. Курбский сообщает, что у населения, живущего на Суре, «хлеб сладостейший, паче драгоценных камней». Казанский летописец свидетельствует, что мордва и чуваши, проживающие в бассейне Свияги, «землепашцы и трудницы и злолютные ратники». С летописными известиями перекликается и сообщение германского посла С. Герберштейна о том, что хотя мордва и живет в лесах, ее главным занятием является возделывание полей. Кроме основного селения, на лесных полянах и в бортных ухожаях стали возникать небольшие пахотные участки и сенокосы при отдельно расположенном жилье — зимнице. Зимница представляла собой поселение типа хутора. Помимо жилища здесь имелись хозяйственные постройки и инвентарь, гумна, житницы, запасы зерна и корма, рабочий скот. Такое поселение раскопано археологами у с. Ефаево Краснослободского района. Оно состояло из одного дома с печью и подполом, в котором сохранились сельскохозяйственные орудия, а также хозяйственных построек (хлевов и погребов). Зимницы постепенно разрастались в крупные поселения. Вместо примитивных зернотерок появились ручные мельницы, более усовершенствованным стал плуг.В лесных районах по- прежнему преобладало подсечное земледелие, а вблизи городов и больших населенных пунктов- трехпольная система. Основную массу мордовских и татарских крестьян во 2-0й половине XVI в. составляли ясачные. Русские крестьяне в большинстве своем были крепостными.Среди крестьян наблюдалось неравенство. Выделялись зажиточные крестьяне, имевшие большое кол-во земли, и бедные- бобыли- практически без земли. Фирс Сергеевич ЖуравлёвДеревенский гуляка (Бобыль-гармонист) Для обработки земли необходима была тягловая сила. В качестве этой силы использовалась лошадь. Помимо пахоты она нужна была для перевозки грузов, верховой езды. Археологи, проанализировав останки костей в пищевых отбросах на селищах (XI—XVI вв.), сделали важное открытие: оказывается, кости лошади обнаруживаются в них очень редко. Это значит, что у мордвы суще­ствовал запрет на повседневное употребление мяса лошади в пищу. Есть его разрешалось только на специальных молениях — Алашань озкс, на которых население просило богов о здоровье и размножении лошадей. На могильниках и поселениях XIII—XVI вв. часто встречаются кости коров, овец, свиней, а также птиц. Крестьянский двор.Художник П. Суходолъский Изобилие рек с обширным поймами, лесные поля­ны, богатые кормами, — все это создавало возможность держать много скота. Летом он пасся на лугах, а зимой содержался в стойлах. На зиму для скота заготавливался корм, о чем свидетельствуют находки в могильниках кос-горбуш. Из других орудий, связанных с животноводством, можно отметить пружинные ножницы для стрижки овец и железные ботала, которые использовались при лесном выпасе животных.Население использовало продукты животноводства(мясо, молоко, шерсть, шкуры) в личном хозяйстве, платило ими всевозможные поборы, торговало.Мордовское селение. Худ. Коровин Большую роль в развитии ремесла сыграли построенные на территории расселения мордвы города Темников, Наровчат, Мокшанск, Кадом, Арзамас и др. Возникшие как военно-административные пункты, в конце XVIв. они стали терять военный характер и превращаться вместные торгово-ремесленные центры. Часть городского населения составляли посадские люди, наиболее тесно связанные с ремеслом и торговлей. В начале XVII в. в числе ремесленников Нижнего Новгорода упоминается мордва — Кулеш и его брат Шама, а также Москов, Корша, Туманя и др. Ремесленники в городах изготавливали предметы домашнего обихода, одежду, обувь. Это были суконники, башмачники, шубники, шляпники, каменщики, сыромятники, сковородники, замочники, ювелиры и др. Некоторые — сабельники, бронники, лучники и т. д. — специализировались на производстве предметов военного снаряжения. Имелись ремесленники, которые занимались изготовлением украшений женского костюма. Ткацкий стан. Мокшанские женские сапоги Развито было и сельское ремесло, которое обслуживало мелкое крестьянское хозяйство. Для удовлетворения нужд крупных вотчинных и монастырских хозяйств требовались умелые плотники, кузнецы, ткачи, портные и т. д. Часть этих работ выполнялась крепостными крестьянами, но значительная доля передавалась свободным ремесленникам. Глиняные горшки, изготовленныебез гончарного круга (налепом). Заслуженным уважением пользовались кузнецы. Они ковали самые разные изделия — плужные лемеха, оружие, снаряжение коня, бытовые предметы и т. д. Например, среди изделий мордовских кузнецов встречаются медные котлы с полусферическим дном и железной дужкой. Более ранние котлы изготавливались из отдельных бронзовых листов. В могильниках XV—XVI вв. встречаются более совершенные котлы, выкованные из одного цельного листа.На уровне домашнего ремесла оставались производство глиняной посуды, прядение, ткачество, обработка дерева, кожи и кости. Серп. Старинный замок с ключом. Самыми древними из них были реки Мокша, Сура и Волга, связывавшие мордовские территории с русскими и татарскими землями. В XVI в. кроме водных путей большое значение приобрели сухопутные дороги. Широко известной стала дорога из Казани в Муром. По ней, чтобы не платить пошлины в Нижнем Новгороде, ходили казанские купцы. Об этой дороге говорится и в письменных источниках XV в. Понимая значение дороги для русской торговли, московский князь запретил казанскому хану посылать по ней своих людей. Как уже говорилось в § 11, в 1489 г. Иван III отправил в Казань хану Мухаммед-Эмину посольство, которое сообщило: «Князь великий велел тебе говорити: и ты бы в Казани и во всей твоей земле заповедал всем своим людям, чтобы из Казани через Мордву и через Черемису на Муром и на Мещеру не ездил никто, а ездили б из Казани все Волгою на Новгороде на Нижнем».Другой торговый путь, из Саратова в Москву, проходил через Наровчат, Краснослободск, Кадом и Елатьму. В XVI в.появились торговые места. Кроме пошлины за место торговли купцы уплачивали сборы со всех привозимых товаров — мыт. Торги и мытни часто устраивались у монастырей, по берегам рек. К уже упоминавшемуся Спасско-Благовещенскому монастырю, в XV в. ведавшему торгами по р. Суре, присоединился Пурдошанский. В 1616 и 1621 гг. ему были даны жалованные грамоты на право сбора пошлин с торгов по реке Мокше. Базарный день в старом городе.Художник Н. Горюшкин- Сорокопудов Появление новых торговых пунктов создавало условия для распространения товарно-денежных отношений среди мордвы. Этому способствовал и приток численности населения в связи со строительством укрепленной линии. Потребность в ремесленных товарах, которые можно было приобрести только на рынке, постоянно росла. Вследствие этого расширялась рыночная торговля. Зажиточная часть мордовского крестьянства отныне сбывала свои и купленные у соседей товары не только на местных рынках, но и на более отдаленных — в Нижнем Новгороде, Москве, Курмыше и других городах. Среди мордвы появились богатые купцы. О развитой торговле мордвы с российскими городами свидетельствуют находки серебряных монет на территории расселения мордвы. Клады монет были найдены у сел Пурдошки, Игнатове, Шенгарино, Рыскино и др. 1. История Мордовии: С древнейших времён до середины XIX века/ Под ред. Проф. Н.М. Арсентьева и проф. В.А. Юрченкова.- Саранск: Изд- во Мордов.ун- та, 2001 .- 344 с. 2. История и культура мордовского края с древнейших времен до XVII в.: учеб, для 6 кл. общеобразоват. учреждений / В.И. Вихляев, Г. А. Корнишина, И.М. Петербурский; под ред. чл.-кор. РАН Н. М. Арсентьева; Издат. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева. - Саранск, 2009. - 176 с. 3. Мокшин Н.Ф. Материальная культура мордвы: Этногр. справ. - Саранск: Мордов.кн. изд-во, 2002. — 208 с 4. ФИРС СЕРГЕЕВИЧ ЖУРАВЛЕВ. ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС. РЕЖИМ ДОСТУПА: HTTP://WWW.LIVEINTERNET.RU/USERS/NOMAD1962/TAGS/%F0%F3%F1%F1%EA%EE%E5/PAGE13.HTML 4. ХУТОР КАК ТИП ПОСЕЛЕНИЯ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС. РЕЖИМ ДОСТУПА: HTTP://BLOG.RATOBOR.COM/ODIN-V-PROSHLOM/2013/12/XUTOR-KAK-TIP-POSELENIYA-V-SREDNEVEKOVE/