Тема судьбы ,роковой случайности в цикле повестей, объединенных названием «Повести Белкина» А. С. Пушкина
Тема судьбы ,роковой случайности в цикле повестей, объединенных названием «Повести Белкина» А. С. Пушкина Работу выполнила ученица 10 класса МБОУ Лакедемоновская СОШ Тимофеева Татьяна АлексеевнаУчитель русского языка и литературы Лаврова И.Н.
И всюду страсти роковые,И от судеб защиты нет. А. С. Пушкин
Обратимся к словарю С.И. ОжеговаСудьба 1.Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. С. столкнула старых друзей. Избранник судьбы (счастливец; книжн.). Удары, превратности судьбы. 2. Доля, участь. Счастливая с. Узнать о судьбе родных,.3. История существования кого-чего-н. У этой рукописи интересная с. 4. Будущее, то, что случится, произойдёт (книжн.). Судьбы человечества. РоковойПриносящий горе, как бы предопределённый роком. Роковая любовь. 2. Решающий, определяющий собой поворот к чему-н. плохому, к несчастью. Р. миг. 3. Имеющий тяжёлые или гибельные последствия. Роковая ошибка. Роковая случайность.
А. С. Пушкина очень интересовала роль случайности и предопределенности в жизни человека. Он верил в рок, знал, что существуют фатальные обстоятельства, которые неподвластны воле человека и его планам. Собственная жизнь не раз давала ему повод задуматься о том, от каких странных мелочей зависит судьба. Многие произведения Пушкина полны раздумий о непостижимой игре, которую ведет с человеком Создатель.
Случай в жизни нередко играет роковую роль. Иногда он меняет положение вещей и ход событий в противоположном направлении. Кому-то он дает шанс начать жизнь с чистого листа, а кого-то, наоборот, лишает последней надежды. Такое неуловимое явление достаточно сложно описать, потому не знаешь, кто управляет случаем и заставляет события развиваться по тому или иному сценарию. Ведь если такое можно было бы предсказать, то случай не играл бы такой роковой роли в судьбе и жизни человека. К подобному феномену обращался А. С. Пушкин в «Повестях Белкина».
Исследователи проанализировали произведения Пушкина, начиная с лицейских лет и заканчивая 1830 годом, с целью установить частоту употребления в текстах таких слов, как “судьба”, “рок”, “жребий”, “Фортуна”. Вот что показал анализ:слово “судьба” употреблено Пушкиным 155 раз;“рок” – 54 раза;“жребий” – 25;Мы проанализировали по тому же принципу и тексты всех “Повестей Белкина”. Оказалось, чтослово “судьба” Пушкин использовал 8 раз;“рок” – 3;“жребий” – 2;Бесспорно, что Пушкина всегда волновала эта тема – судьба.
«Повести Белкина» — творение Болдинской осени 1830 года, шедевры высочайшей пробы, первое завершённое прозаическое произведение Пушкина. Цикл составляют пять повестей, по существу, новелл с острыми, динамически развивающимися сюжетами. Согласно датировке автора, повести закончены:«Гробовщик» — 9 сентября;«Станционный смотритель» — 14 сентября;«Барышня-крестьянка» — 20 сентября;«Выстрел» — 14 октября;«Метель» — 20 октября.
В «Повестях Белкина» автор рассказывает, что не только случай может управлять судьбами людей. Они сами могут оказывать влияние на ход развития событий. Такова роль случая в повести «Выстрел».И именно случай приоткрыл рассказчику тайну поведения хорошего стрелка. Сильвио рассказывает об одном происшествии, которое имело место в полку. К ним в тот момент определился «молодой человек богатой и знатной фамилии». Именно он повлиял на жизнь Сильвио и смог изменить ее так, что стрелок замкнулся в себе и только упражнялся в своем искусстве, в котором достиг совершенства. В этом произведении случай не только оказывает определенное влияние на жизнь и судьбу главных героев, но и играет значительную роль в развитии действия.«Выстрел»
« Метель»Самым неожиданным и наполненным различными случайными событиями является произведение «Метель». С первых строк текста он все словно берет в свои руки. Удивительные вещи происходят практически со всеми героями повести.Большую роль в произведении играет метель. Она предупреждает главную героиню о том, что та совершает плохой поступок, что не стоит полагаться на волю случая и вручать свою жизнь и судьбу прекрасной, но опасной природной стихии.
Для Владимира метель тоже стала своеобразным поворотным моментом в жизни. Она взяла на себя роль вершителя судеб, поэтому на знакомой дороге молодой человек не мог ориентироваться. С одной стороны, такое природное явление сыграло злую шутку с главными героями. На Марье Гавриловне отразилось болезненным состоянием — недомоганием. Но вот жизнь Владимира оно повернуло совершенно в другое русло. Никто ведь не знает: оказался бы на войне молодой человек, если бы он был женат. Погиб ли он от ран, если бы попал на другую, а не эту войну. Именно случай отвел от Марии большую беду и привел к ней такого человека, с которым она действительно смогла быть счастлива.
«Гробовщик»В «Гробовщике» Пушкин напоминает нам, что жизнь соседствует со смертью. Не найдя понимания у живых и будучи обсмеянным ими, гробовщик Адриан Прохоров пытается найти понимание у своих клиентов. Он начинает созывать на новоселье «мертвецов православных». И мертвецы как бы вершат свой суд над гробовщиком, пробуждая его совесть. Появляется сержант Курилкин и начинает упрекать гробовщика в том, что тот продал ему сосновый гроб, выдав его за дубовый. И в подтексте повести угадывается мысль о том, что в жизни нет беспричинных явлений, за все свои поступки, хорошие или дурные, мы будем держать ответ.
«Станционный смотритель»Случай вмешался и в жизнь станционного смотрителя Самсона Вырина. Его любимую дочь Дуню увез с собой Минский, блестящий гусар с «черными усиками». Горькую участь предрекает отец своей дочери. Но предсказания отца не сбылись: не «могила» ожидала Дуню, а богатство и знатность.Между миром Самсона Вырина и миром Минского целая пропасть, и станционному смотрителю даже в голову не приходило, что можно перешагнуть через эту пропасть. И если Дуня все же перешагнула через нее, то это чистая случайность, которой она обязана исключительно своему женскому обаянию. Но у нее не хватило характера преодолеть «приличия» новой среды, в которой она очутилась. Войдя в другой мир, она вынуждена была порвать все связи с отцом.
«Барышня-крестьянка»Многое в нашей жизни бывает всего лишь случайностью, случаем. Именно в повести "Барышня -Крестьянка" роль случая очень велика. Главная героиня Лиза Муромская не играет судьбой. Она создаёт её при помощи обстоятельств, случаев, делает всё, чтобы заполучить молодого барина Алексея. И ей это удаётся.Всё в повести взаимосвязано: и падения с лошади Муромского, и спасение его Берестовым, и случайное знакомство Насти с Берестовым,и случайная встреча с Лизой в доме. Всё это ради понравившегося Лизе Алексея. Особая мудрость жизни, непредсказуемость судьбы – вот мотивы повести.
Мы убедились, что случай «бог изобретатель». Что порой только один случай сможет изменить нашу жизнь, а уж удастся ли нам управлять случившимся, зависит только от нас самих. А.С. Пушкин в «Повестях Белкина» изменил с помощью случая жизни героев. Наверно, если бы этого не было, то повести казались бы нам «сухими», скучными. В «Повестях Белкина» именно случай, как изобретатель «разжигает огонь», который придает жизнь, интерес каждой повести. На жизнь героев каждой повести повлиял именно случай: кому-то он принес радость, любовь; кому-то утрату, разочарование. Случай выступает в мире пушкинских повестей как важный мотивирующий фактор, но не упустить предоставленный судьбой случай человек должен сам. Ничто не наказывается в пушкинском мире жестче, чем слепота и неспособность стремиться от стереотипов, познать живую, всегда поражающую неожиданностью своих проявлений жизнь.
Спасибо за внимание!