Презентация на тему: Применение метода кейса в педагогической практике
Применение метода кейса в педагогической практике Разработчик: Л.В. Куклева, 1КК,Мастер п/о Ачитского филиалаГБОУ СПО СО «КАК» Умный учится на чужих ошибках, а очень умный на кейсахНародная мудрость Актуальность кейс – метода в образовательном процессе: отсутствие мотивации учения у обучающихся; не развитость интеллектуальных навыков, востребованных обучающимися при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности. Объект: учебная деятельность мастера производственного обучения.Предмет: использование кейс-метода на занятиях учебной практики. Цель: формирование общих и профессиональных компетенций на занятиях учебной практики.Задачи:Изучить источники информации.Провести мониторинг сформированности ОК и ПК.Разработать технологическую карту занятия.Повысить мотивацию учения у обучающихся.Развивать интеллектуальные навыки, востребованные обучающимися при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.Проанализировать эффективность использования кейс-метода в процессе обучения. История возникновения Зародился в бизнес-образовании США1910 год – впервые использован в Гарвардской школе бизнеса.1921 год - метод перекочевал в профессиональное образование.1987 год – впервые использован в России в высшей школе и в учреждениях дополнительного профессионального образования педагогов. Понятие «кейс-метода» метод обучения, использующий описание реальных ситуацийВолас Донам Иначе:Метод казусовМетод ситуационного обученияМетод конкретных ситуацийМетод «прецедента» или «случая» Проблемно-поисковый анализРазвивающее обучениеОриентация на создание ситуации выбораОбучение через анализ собственного опыта Теоретико-практическое основание кейс-метода Интерактивный метод обучения это описание конкретной ситуации, которая имела место быть в той или иной практике, которая содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения.Содержит: Кейс, как инструмент метода Проблему, содержащую в себе несколько вариантов ее решения; Вспомогательную информацию; Задание Источники формирования кейса Типы кейсов Реальные события из жизни;Художественная и публицистическая литература;Произведения искусства;Научные статьи, монографии;Интернет; Тренировочный. Обучающий. Аналитический. Исследовательский. Систематизирующий. Прогностический. Методика работы по кейс-методу Фаза работы Действия педагога Действия обучающегося До занятия 1. Подбирает или разрабатывает кейс.2. Определяет основные и вспомогательные материалы.3. Разрабатывает сценарий занятий. Получает кейс и список рекомендуемой литературы (возможно получение кейса и во время занятия)Самостоятельно готовится к занятию (если получил кейс заранее) Во время занятия Вступительное слово, определение ключевых моментовРазбивает группу на подгруппы на добровольной основе по 3-6 человек Рассаживает участников подгруппы друг напротив друга. Подгруппы размещает поодаль друг от друга.Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями. 1. Задаёт вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.2. Каждая подгруппа выбирает «модератора», координирующего работу, «секретаря» , фиксирующего результаты работы и «шкипера», представляющего проект на общее обсуждение3. Поэтапное решение кейса После занятия Обобщающее выступление, анализ ситуацииОценивает работу обучающихся или принятые решения на поставленные вопросы 1. Публичная презентация принятого решения I ступень знакомство с содержанием кейса:Сопоставление важных аспектов проблемы;Поиск и оценивание информации;Характеристика действующих лиц; IIступень – рассмотрение альтернатив:Разработка различных решений;Изучение альтернативных вариантов; III ступень – принятие решения:Оценка вариантов решения проблемы;Выбор оптимального решения Y ступень - презентация решения:Оглашение сути проблемы;Представление решения;Аргументация выбора; IY ступень – сравнительный анализ:Анализ стратегий поиска решений;Разработка плана мероприятий по реализации решения; Этапы работы с кейсом Права ли кассир в ситуации? Почему?Как помочь кассиру? Правы ли покупатели, задающие подобные вопросы? Почему? Кейс - метод в учебной практике по профессии «Продавец, контролер, кассир»В часы пик, люди, стоящие в очереди в кассу – волнуются.Некоторые спрашивают: Девушка, почему вы одна? Сколько нам тут еще стоять? Пусть вам дадут кого–нибудь в помощь. Кассир не реагирует на возгласы покупателей, а молча продолжает производить расчет. Но покупатели еще больше возмущаются….. .Да замолчите вы наконец. Неужели не понимаете, что мешаете мне работать. Ведь я имею дело с денежными средствами. Кейс - метод в учебной практике по профессии «Повар, кондитер» Название кейса: «Инновационные тенденции в оформлении праздничных подарков»Описание ситуации:Поиск, анализ, выработка современных тенденций развития в оформлении подарков на основе анализа представленного мастером п/о информационного материала в виде фотографий, видеофильмов, фото-слайдов, презентующий материалы с последних профессиональных Международных, Всероссийских конкурсов и Олимпиад.Задание: Провести полный анализ ситуации.Выработать перечень современных модных тенденций в оформлении праздничного подарка.Предоставление и обсуждение предоставленных работ:Обучающиеся принимают активное участие в обсуждении, анализируют и вырабатывают перечень современных модных тенденций оформлении праздничных подарков. Кейс - метод в учебной практике по профессии «Повар, кондитер» Название кейса: «Инновационные тенденции в оформлении рыбных блюд используемых в ресторанном бизнесе»Описание ситуации:Поиск, анализ, выработка современных тенденций развития в оформлении блюд на основе анализа представленного мастером п/о информационного материала в виде фотографий, видеофильмов, фото-слайдов, презентующий материалы с последних профессиональных Международных, Всероссийских конкурсов и кулинарных Олимпиад.Задание: Провести полный анализ ситуации.Выработать перечень современных модных тенденций в оформлении блюд из рыбы.Предоставление и обсуждение предоставленных работ:Обучающиеся принимают активное участие в обсуждении, анализируют и вырабатывают перечень современных модных тенденций оформлении блюд из рыбы в ресторанном бизнесе. Результаты работы Работать по этому методу я начала в 2013 году. В это время я работала на группах «Продавец, контролер-кассир», и «Повар, кондитер». У студентов были недостаточно развиты компетенции: регулятивные, аналитические, творческие, самосовершенствования, одним словом можно сказать все. Применение кейс-метода позволило мне достичь следующих результатов: У большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения спец. предметов;Более эффективно происходит развитие интелектуальных умений и навыков студентов, формируется умение творческого подхода к решению задач, совершенствуется речевое развитие;Повышается культурный уровень, что позволяет студентам добиваться реальных успехов в учебе, олимпиадах, конкурсах;Повысился уровень коммуникативных компетенций. Результативность учебной деятельности студентов за 2103-2014 и 2014-2015 уч. год по сравнению с 2012-2013 уч.годом составили: Сформированность компетенций по предметам Этот метод применяю не только на уроках, спец.дисциплин и уроках производственного обучения, но и на внеклассных мероприятиях..Данная методическая разработка была предоставлена на защите по окончании курсов мастеров производственного обучения в ИРО, на заседании методического объединения преподавателей и мастеров п/о в Ачитском филиале, на открытых уроках. Вышеизложенный опыт применим, как на отдельно взятом уроке или его части, так и в системе уроков, эффективен во внеклассной работе, с успехом может использоваться другими преподавателями и мастерами. Значение кейс-метода Ориентир на формирование умений и навыков;Сотворчество педагога и обучающегося;Получение знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос;Педагог - диспетчер процесса сотворчества;Использование в процессе обучения и контроля знаний;На занятиях с использованием кейс метода зрителей нет, участвуют все. Преимущества и недостатки метода Трудоёмкая подготовительная деятельность педагога. Деятельность индивидуально и в группах;Высокая активность обучающихся;Самостоятельная познавательная работа;Педагог только руководит процессом;Эффективная обратная связь;Диалоговые и полилоговые формы общения;Формирование коммуникативных компетенций;Предоставляется больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений;Гибкость, вариативность метода. Пред судьбой преклоняю колени,Ведь быть мастером - это прекрасно!Все пройдет, не изведает тленьяЛишь любовь, над которой не властныНи года, ни беда, ни обида,Все до времени скрыто, но верьте,И у мастера только для видаРазделилось на четверти сердце.Только сердце, пылая любовью,Может выстрадать званье «мастер» Творческих успехов!