«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы как эффективное средство развития творческих способностей учащихся»


Учитель русского языка и литературыЕвстратова Елена Викторовна Павлодарский филиал МБОУ Моисеево-Алабушской СОШ Уваровского района Тамбовской области2013 Проект:«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы как эффективное средство развития творческих способностей учащихся» Актуальность выбранной темы Одним из направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», является изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята вовлекаются в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. (Приказ Президента РФ № 271 от 04. 02. 2010г) Проблема:какие педагогические условия являются необходимыми и достаточными для развития творческих способностей посредством ИКТ.? Объект исследования: процесс обучения русскому языку и литературе обучающихся 5 -9 классов.Предмет исследования:информационно-коммуникационные технологии для формирования мотивации к изучению русского языка и литературы.Сроки проведения педагогического проекта:Долгосрочный План мероприятий корректируется ежегодно. Два раза в год (декабрь, май) подводятся промежуточные итоги реализации проекта. Гипотеза:если использовать информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы, то это приведет к развитию творческих способностей и интереса обучающихся и как следствие – к повышению качества обучения.Цель: формировать творческий потенциал обучающихся через использование ИКТ. Задачи:выявить теоретические подходы в решении проблемы развития творческих способностей; формировать в каждом ребенке творческую личность и социально-коммуникативные компетенции;разработать содержание обучающих, тестирующих программ средствами ИКТ по русскому языку и литературе, направленным на развитие творческих способностей учащихся;подобрать диагностические методики, определяющие развитие творческих способностей учащихся;на основе диагностики творческих способностей проанализировать полученные результаты. Ожидаемые результаты: увеличение количества обучающихся, занятых в проектной деятельности по предмету;увеличение количества обучающихся, занятых во внеурочной деятельности по предмету;формирование у обучающихся устойчивого представления и практических навыков по вопросам применения информационных технологий;свести до минимума отрицательное влияние технических средств обучения на здоровье обучающихся. Новизна проекта: в организации форм обучения;в расширении источников получения знаний в процессе обучения и их наглядность;в основных дидактических принципах и содержания образования; в изменении отношения подростков к процессу получения знаний.Методологическая основа исследования:психолого-педагогические труды Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, Л.М. Фридмана и др. Проблема творческой одаренности нашла свое отражение в исследованиях А.Г. Асмолова, З.Ю. Калмыковой, A.M. Матюшкина и др. Педагогические идеи развития творческих способностей учащихся в различных аспектах исследовались как отечественными учеными (Т.А. Абрамова, Л.С. Выготский, А.Г. Гостев, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, Т.И. Шамова и др.), так и зарубежными учеными (Э. Де Боно, Дж. Гауэм, Д. Льюс и др.). Уроки нетрадиционной формы пробуждают интерес , повышают мотивацию к изучению русского языка и литературы урок- мастерская внеклассного чтения в 6 классе по повести А. С. Пушкина « Метель»;Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему по картине К.Васильева «Нашествие», развитие речи 7 класс;интегрированный урок русского языка и литературы в 8 классе «Односоставные предложения и … произведения Ивана Алексеевича Бунина»;«Доброта спасет мир» (урок-проект внеклассного чтения. Рассказы-миниатюры А.Солженицына) урок русского языка в 5 классе по теме: Буквы А - О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-. Внеклассные мероприятия Литературно-музыкальная композиция «Мне дорого все в России моей» (вклад Тамбовщины в истории страны) «История и личность» литературно-историческая композиция Игра «Счастливый случай» Конкурс знатоков по творчеству М.В.Ломоносова. Внеклассные мероприятия Викторина по литературе Интеллектуальный ринг Классный час «На страже Родины» Творческие работы обучающихся Исследовательская работа «Навеки в строю». Буклет «Тихая лирика Н.М.Рубцова» Презентация Преимущества использования ИКТ в развитии творческих способностей: позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;способствуют совершенствованию практических умений и навыков школьников; позволяют индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам русского языка; активизируют познавательную деятельность обучающихся; развивают их творческий потенциал; делают урок современным Результаты анкетирования обучающихся «Интерес к предмету» Доля участия обучающихся в выполнении творческих работ(5-9 кл). Результаты обучения Результаты экзамена по русскому языку в форме ГИА. Участие обучающихся основной школы в олимпиадах и творческих конкурсах. Год Наименование мероприятия Уровень  Количество участников Результат 2009 -2010 Олимпиада«День Победы глазами детей» ( конкурс сочинений) Муниципальныймуниципальный 3 1 Призер2 место 2010 -2011 Олимпиада«Святые заступники Руси» МуниципальныйВсероссийский 2 4 – призер3-участники1- 4 место  2011-2012 олимпиадаОлимпиадаДорога глазами детей ( конкурс сочинений)  муниципальныйвсероссийский муниципальный 1– призердо 30. 04. 2013 2 место Выводы. Гипотеза нашла свое подтверждение:- в повышении мотивации обучающихся к изучению русского языка и литературы;- в повышении качества знаний;- в результативности участия школьников в творческих конкурсах, олимпиадах. Публикации Рекомендации педагогам школ: Использовать информационно-коммуникационные технологии в своей работе, т.к. они: - психологически облегчают процесс усвоения материала школьниками; - корректируют информационную образовательную среду, которая обеспечивает и направляет учебный процесс на личностно-ориентированное обучение; - повышают производительность труда учителя и обучающихся на уроке; - повышают мотивацию обучения детей; - создают условия для полного развития личности, его творческого потенциала. Информационные ресурсы: Выготский Л.С. Воображение и творчество.—М., 1991.Зайцева Н.В., Зайцев Д.В. Из опыта развития творческого потенциала нетипичных детей. Педагогика № 5, 2006 г.Педагогический энциклопедический словарь—М., 2003 г.Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя –М., 2001 г.Рыбьякова О.В. Информационные технологии на уроках – Волгоград, 2008 г.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М., 20057. http://eor.edu.ru – сайт по ЭОРам8. www.rnmc.ru – сайт по ЦОРам