Кто такой тьютор и для чего он нужен?
Кто такой Тьютор ?
Историческая справка Термин «тьютор» в переводе с английского «tutor» значит «домашний учитель, опекун». Тьютор – это наставник, который сопровождает ребёнка в процессе освоения им новой деятельностью и организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории ребёнка. Тьютор – персональный сопровождающий ученика с особенностями развития. Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов XII века и происходит из Великобритании. Он оформился примерно в XIV веке в классических английских университетах: Оксфорде и, чуть позднее, Кембридже. С этого времени мы уже можем говорить о тьюторстве как об исторически сложившейся форме университетского наставничества.
В настоящее время у нас в стране специальность «тьютор» внесена в реестр профессий, определены квалификационные и иные характеристики данного специалиста (Последняя редакция приказа зарегистрирована в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. (№ 18638), изменения касаются только оформления приказа - Приказ Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Тьютор:- Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися.- Сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).- Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования.- Создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения.- Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Большое значение имеет первое знакомство с ребенком. Тьютор формирует доверительные отношения с подопечным. Для этого:часто обращается к ребенку по имени;часто смотрит ребенку в глаза;использует телесное подбадривание – похлопывание по плечу и т.д.;использует приемы массажа пальцев руки (если ребенок много писал и устал), мышц плеч, спины для расслабления или, наоборот, активизации;следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату).
Важные принципы в работе с ребенком:* маленькая победа для ребенка это – большая радость; * партнерство, дружеская позиция;* целеустремленность;* поощрение должно быть ценно ребенку.
Таким образом, область профессиональной деятельности специалиста – тьютора может включать создание условий для реальной индивидуализации образовательного процесса. Совершенно очевидно, что объектом профессиональной деятельности тьютора становятся: организационный, коррекционно-развивающий (учебно-воспитательный), коррекционно-образовательный, социально-адаптационный и общеобразовательный процессы.