Презентация Организация самостоятельной работы на уроках физики как средство познавательной активности обучающихся
Тема опыта: «Организация самостоятельной работы на уроках физики как средство познавательной активности обучающихся» Автор опыта: Давыдова Е.А.учитель МБОУ «СОШ №2п. Ивня» 1.1 Условия возникновения и становления опыта В данный момент в школе 11 классов – комплектов, в которых обучается 131 учащихся. В одном микрорайоне со школой находится реабилитационный центр для детей из неблагополучных семей. Все дети центра вместе с домашними детьми обучаются в нашей школе. Большинство детей центра отличаются низким уровнем знаний, нежеланием учиться, зачастую с нарушением психики.Контингент учащихся разнороден и представлен различными социальными слоями:68% родителей – рабочие;20% родителей – служащие и интеллигенция;12% родителей – не имеют постоянной работы или не работают совсем.Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению уровня творческой самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности.Анализ полученных данных позволил разделить учащихся на 5 групп, каждая из которых соответствовала определённому уровню:1 уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивацией учения;2 уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению;3 уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;4 уровень – сниженная мотивация, переживание «школьной скуки»;5 уровень – резко отрицательное отношение к учению. 1.1Условия возникновения и становления опыта Уровень творческой самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности ( автор Ч.Д.Спилберг, модификация А.Д.Андреевой) 1.1Условия возникновения и становления опыта Уровень творческой самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности ( автор Ч.Д.Спилберг, модификация А.Д.Андреевой) 1.1Условия возникновения и становления опыта Уровень творческой самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности ( автор Ч.Д.Спилберг, модификация А.Д.Андреевой) 1.2 Актуальность опыта Опыт актуален, т.к. направлен на решение следующих противоречий:1. Противоречие между использованием традиционной методики преподавания с опорой на идею максимальной помощи учащимся в обучении и необходимостью повышения уровня самостоятельности учеников в познавательной деятельности;2. Противоречие между низким качеством окружающей среды и необходимостью достижения достаточного уровня самостоятельного приобретения знаний учащимися. 1.3 Ведущая идея опыта заключается в определении путей повышения познавательного интереса учащихся через систему самостоятельной работы на уроках физики. 1.4 Длительность работы над опытом Iэтап – аналитический (2010-2011уч.год) обнаружение проблемы, сбор информации по проблеме, подбор диагностического материала, диагностика уровня творческой активности учащихсяIIэтап – практический (2011-2012, 2012-2013, 2013-2014уч.год) Разрабатывались и проводились занятия, велись элективные курсыIIIэтап – обобщающий (2014-2015уч.год) Диагностика доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы 1.5 Диапазон опыта Диапазон представленного опыта – единая система «урок - внеклассная работа» 1.6 Теоретическая база опыта Учебно-познавательная деятельность в опыте представлена как специально организуемое извне или самим обучаемым познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством; это творческий процесс, в котором проявляются активность, самостоятельность, личная свобода и индивидуальная неповторимость (В.А.Сластёнин, И.Ф.Исаев).В основе педагогического опыта лежат идеи И.С.Якиманской, Г.ИЩукиной, Ю.К.Бабанского. Сознательностьактивность исамостоятельность учащихсяв обучении Ю.К.Бабанский «Теория оптимизации обучения» 1.Опора на индивидуальные возможности ученика.2. Самореализация школьни-ков в учебных отношениях. И.С.Якиманская «Личностно-ориентированное развивающее обучение» Разнообразие самостоятельных видов работ, позволяющих ученику самому доходить до истины. Щукина Г.И. «Теория развития познавательно-го интереса» Направление технологии Автор Наименование Теоретическая база опыта 1.7 Новизна опыта Состоит в организации различных видов и форм самостоятельной работы на уроках с использованием элементов новых педагогических технологий, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся. II. Технология опыта Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики творческой самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности посредством использования различных форм организации самостоятельной работы Технология опыта Для выполнения поставленной цели решаются следующие задачи:1. Изучение уровня социально-психологической адаптации учащихся.2. Ведение диагностики учебных мотивов различной деятельности: познавательной, преобразовательной, оценочной, коммуникативной в старших классах.3. Мониторинг степени обученности учащихся.4. Мониторинг развития познавательных возможностей и способностей учащихся: 1) знаний; 2) умений и навыков; 3) способностей, с целью их дальнейшего развития.Основным средством обучения является учебник. В работе используется учебно-методический комплект, разработанный авторами программы В.А.Коровиным, В.А. Орловым 7-9 классы; П.Г.Саенко 10-11 классы.Рабочие тетради, тетради с тестами (7-9 классы) дополняют систему заданий, лабораторных работ, вопросов, представленных в учебниках. Результативность опыта Уровень учебной мотивации обучающихся (методика диагностики разработана Н.Ц.Бадмаевой с учётом коммуникативного мотива и мотива творческой самореализации) III. Результативность опыта Любая деятельность учителя находит отражение в успехах ирезультатах обучения своих учеников. Как результат педагогической деятельности- при 100% успеваемости качество знаний составляет: Классы 2011-2012г Классы 2012-2013г Классы 2013-2014г 7 67% 8 69% 9 57% 8 50% 9 47% 10 47% 9 63% 10 44% 11 67%Умение учащихся применять полученные знания в жизненных ситуациях помогают им занимать призовые места в районных олимпиадах. Победы на предметных олимпиадах: Результативность опыта 1.2006/200711класс Районная олимпиада по физике 3 место2.2006/2007 9 класс Районная олимпиада по физике 3 место 3.2006/2007 10 класс Районная политехническая олимпиада 2 место4.2007/2008 11 класс Районная политехническая олимпиада 3 место5.2008/2009 11 класс Районная олимпиада по астрономии и физике космоса 3 место Выводы: Использование различных видов самостоятельных работ в обучении позволяет мне достигать определённых результатов:- активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;- у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предмета, познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к физике;- возросла эффективность развития творческих способностей учащихся;- использование творческих работ позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.