ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ГЕОМЕТРИЯ. ПОДГОТОВКА К ГИА . РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ»


Модуль «Геометрия» содержит 8 заданий: в части 1 - 5 заданий, в час-ти 2 - 3 задания. ГИА 2014 Подготовка к ГИА Задачи № 9, 10, 11, 12, 13 Решение задач обязательной части ГИА по геометрии Математика является одним из наиболее важных предметов школьного курса. Статусом математики как обязательного государственного экзамена подтверждается необходимость изучения математики каждым учащимся. ГИА по математике в 2014 году(235 минут) 1 часть20 заданий базового уровня 2 часть4 задания повышенного и 2 задания высокого уровня Работа состоит из трех модулей (необходимо набрать не менее 8 баллов) Алгебра (3 балла) Реальная математика ( 2 балла) Геометрия (2 балла) Три формы заданий 1 части Выбор одного ответа из 4 предложенных вариантов (5 заданий) Установления соответствия между объектами двух множеств (2 задания) С кратким ответом ( 13 заданий) Назначение второй части работы ГИА 1. Дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки.2. Выявить потенциальный контингент профильных классов.3 задачи по геометрии и 3 задачи по алгебре- Расположены по нарастанию трудности.- Все задания требуют полной записи решения и ответа.- Методы и формы записи решения могут быть произвольными. Содержание второй части работы ГИА Типичные ошибки Невнимательное чтение условия и вопроса задания Неверное применение формул и свойств фигур при решении геометрических задач Вычислительные ошибки Логические ошибки при решении текстовых задач . Раскрытие скобок и применение формул сокращенного умножения Основные направления в работе: Совершенствование у учащихся навыка самостоятельного решения задач Развитие у учащихся логического мышления; формирование познавательного интереса, а также умения правильно излагать свои мысли Выработка у школьников умения концентрироваться и продуктивно работать в условиях экзамена Получение учащимися знаний в объеме, достаточном для успешного написания экзамена Модуль «Геометрия» содержит 8 заданий: в части 1 - 5 заданий, в час-ти 2 - 3 задания. ГИА 2013 Модуль «Геометрия» содержит 8 заданий: в части 1 - 5 заданий, в части 2 - 3 задания. Код по КЭС Название раздела содержания Число заданий 7.1 Геометрические фигуры и их свойства. 1 7.2 Треугольник 1 7.3 Многоугольники 1 7.4 Окружность и круг 1 7.5 Измерение геометрических величин 1 7.6 Векторы на плоскости 0 Модуль «Геометрия» содержит 8 заданий: в части 1 - 5 заданий, в час-ти 2 - 3 задания. ГИА 2013 Вашему вниманию представлены тридцать пятьпрототипов задач № 9, 10, 11, 12, 13 ГИА – 2013. Задача № 9. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Задача № 10. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Задача № 11. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Задача № 12. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Задача № 13. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Ответ: 70 Повторение (2) * Повторение * В равнобедренном треугольнике углы при основании равны В треугольнике сумма углов равна 180° Ответ: 6. * Повторение (3) ∠ВСА = 180° - 57° - 117°=6° Повторение * Внешний угол треугольника – это угол, смежный с углом треугольника Сумма смежных углов углов равна 180° В треугольнике сумма углов равна 180° Ответ: 111. * Повторение (3) Повторение * В равнобедренном треугольнике углы при основании равны Биссектриса – это луч, который делит угол пополам В треугольнике сумма углов равна 180° Ответ: 134. * Один из углов параллелограмма на 46° больше другого. Найти больший из них. Повторение (2) ∠А+∠D=180° Пусть ∠А=х°, тогда∠D=х°+46° х+х+46=180 2х=134 х=67 ∠D =2∙67°=134° Повторение * Параллелограмм – это четырехугольник, у которого противоположные стороны параллельны. Если две параллельные прямые пересечены третьей, то сумма внутренних односторонних углов равна 180° Ответ: 108. * Найти больший угол параллелограмма АВСD. Повторение (2) ∠DCВ=∠АCD+∠АСВ=23°+49°=72° ∠С+∠В=180° ∠В=180°-∠В=180°-72°=108° Повторение * Если угол разделен на части, то его градусная мера равна сумме градусных мер его частей. В параллелограмме сумма соседних углов равна 180° Ответ: 126. * Повторение (2) Углы ромба относятся как 3:7 .Найти больший угол. ∠1+∠2=180° Пусть х° - одна часть, тогда∠2=3х°, ∠1=7х° 3х+7х=180 10х=180 х=18 ∠1=18°∙7=126° Повторение * В ромбе противоположные стороны параллельны Если две параллельные прямые пересечены третьей, то сумма внутренних односторонних углов равна 180° Ответ: 124. * Повторение (2) Разность противолежащих углов трапеции равна 68°. Найти больший угол. ∠А+∠В=180° Если ∠А=х°, то ∠В=х°+68° х+х+68=180 2х=180-68 х = 56 ∠В=56°+68°=124° ∠В=∠С Повторение * В равнобедренном треугольнике углы при основании равны. Сумма углов, прилежащих боковой стороне трапеции равна 180°. Модуль «ГЕОМЕТРИЯ» №10 (1) Повторение (2) Ответ: 4. Найти АС. * В С А 5 ⇒ ⇒ По теореме Пифагора Повторение * Косинус острого угла прямоугольного треугольника равен отношению прилежащего катета к гипотенузе В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов Модуль «ГЕОМЕТРИЯ» №10 (2) Повторение (2) Ответ: 17. * Найти АВ. В С А 15 ⇒ ⇒ По теореме Пифагора Повторение * Тангенс острого угла прямоугольного треугольника равен отношению противолежащего катета к прилежащему В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов Модуль «ГЕОМЕТРИЯ» №10 (3) Повторение (3) Ответ: 52. Найти АВ. * В С А 26 BH=HA, зн. АВ=2 AH. H ⇒ HA=СH=26. АВ=2 ∙26=52. Повторение * Высота в равнобедренном треугольнике, проведенная к основанию, является и медианой В прямоугольном треугольнике сумма острых углов равна 90⁰ Если в треугольнике два угла равны, то такой треугольник равнобедренный Модуль «ГЕОМЕТРИЯ» №10 (4) Повторение (2) Ответ: 117. Найти CH. * В А H С BH=HA, зн. АH=Ѕ AB= По теореме Пифагора в ∆ACH Повторение * Высота в равнобедренном треугольнике, проведенная к основанию, является и медианой В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов Модуль «ГЕОМЕТРИЯ» №10 (5) Повторение (3) Ответ: 37,5. Найти AB. * В А H С 120⁰ Проведем высоту CH, получим ∆ВCH. ∠ВCH=60⁰ ⇒ ∠CВH=30⁰ ⇒ По теореме Пифагора в ∆BCH Повторение * Высота в прямоугольном треугольнике, проведенная к основанию является биссектрисой и медианой В прямоугольном треугольнике катет, лежащий против угла в 30⁰, равен половине гипотенузы В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов Модуль «ГЕОМЕТРИЯ» №10 (6) Повторение (4) Ответ: 4. Дано: параллелограмм, BE – биссектриса ∠B, P=10,АЕ:ЕD=1:3.Найти: AD * В А D С Е 1 2 3 ∠1=∠3 как накрест лежащие при секущей ВЕ ∠3=∠2 так как ∠1=∠2 по условию ⇒ АВ=АЕ Пусть АЕ=х, тогда АВ=х, ЕD=3х Р=2∙(х+4х) ⇒ 2∙(х+4х)=10 5х=5 Х=1 AD=4∙1=4 Повторение * Биссектриса – это луч, который делит угол пополам Периметр многоугольника – это сумма длин всех сторон многоугольника При пересечении двух параллельных прямых накрест лежащие углы равны Если два угла в треугольнике равны, то треугольник - равнобедренный Модуль «ГЕОМЕТРИЯ» №10 (7) Повторение (3) Ответ: 94. АВСD – трапеция, AH=51, HD=94Найти среднюю линию трапеции * В А D С 94 51 H ? К М Проведем СЕ⍊AD, получим ∆ABH=∆CED и прямоугольник BCEH ⇒ AD=AH+HE+ЕD= E 51+94=145 ⇒ AH=ЕD=51, BC=HE=HD-ED=94-51=43, ⇒ Повторение * Если гипотенуза и катет одного прямоугольного треугольника соответственно равны гипотенузе и катету другого треугольника, то треугольники равны Если отрезок точкой разделен на части, то его длина равна сумме длин его частей Средняя линия трапеции равна полусумме оснований трапеции Модуль «ГЕОМЕТРИЯ» №11 (1) Повторение (1) Ответ: 6. Найти площадь треугольника. * В С А 8 3 30⁰ Повторение * Площадь треугольника равна половине произведения двух сторон на синус угла между ними Модуль «ГЕОМЕТРИЯ» №11 (2) Повторение (2) Ответ: 13,5. АВ=3CH.Найти площадь треугольника АВС * В С А 3 H АВ=3CH=3∙3=9 Повторение * Высота треугольника – это отрезок, проведенный из вершины к противоположной стороне под прямым углом Площадь треугольника равна половине произведения основания на высоту Модуль «ГЕОМЕТРИЯ» №11 (3) Повторение (2) Ответ: Найти S∆ABC * В А D С 8 5 Повторение * Площадь параллелограмма равна произведению двух сторон на синус угла между ними Сумма квадратов синуса и косинуса одного и того же угла равна единице Модуль «ГЕОМЕТРИЯ» №11 (4) Повторение (2) Ответ: 42. Диагонали ромба равны 12 и 7.Найти площадь ромба. * В А D С Повторение * Площадь ромба равна половине произведения его диагоналей Ромб – это параллелограмм с равными сторонами Модуль «ГЕОМЕТРИЯ» №11 (5) Повторение (5) Ответ: АС=10. Найти площадь прямоугольника * В А D С 60⁰ О АО=ВО=10:2=5 В ∆АОВ, где ∠ВАО= ∠АВО=(180⁰-60⁰):2=60⁰ ⇒ АВ=5 По теореме Пифагора в ∆АВD Повторение * Диагонали прямоугольника равны и делятся точкой пересечения пополам В равнобедренном треугольнике углы при основании равны Если угол разбит на части, то его градусная мера равна сумме его частей В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов Площадь прямоугольника равна произведению соседних сторон Модуль «ГЕОМЕТРИЯ» №11 (6) Повторение (2) Ответ: 73,5. ABCD – трапеция. ВС в 2 раза меньше AD. Найти площадь трапеции * В А D С 14 H ВС=14:2=7 BC=BH=7 Повторение * Площадь трапеции равна произведению полусуммы оснований на высоту Трапеция – это четырехугольник, две стороны которого параллельны Модуль «ГЕОМЕТРИЯ» №11 (7) Повторение (4) Ответ: ABCD – равнобедренная трапеция MK=8, боковая сторона равна 5. Найти площадь трапеции. * В А D С 8 135⁰ H К М ⇒ По теореме Пифагора в ∆АВH, где AH=BH=х ∠АВH=135⁰-90⁰=45⁰ ⇒ ∠ВАH= ∠АВH=45⁰ ⇒ Повторение * Площадь трапеции равна произведению полусуммы оснований на высоту Средняя линия трапеции равна полусумме оснований Если в прямоугольном треугольнике острый угол равен 45⁰, то и другой острый угол равен 45⁰ В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов Модуль «ГЕОМЕТРИЯ» №12 (1) Повторение (3) Ответ: 45. Найти угол АВС (в градусах) * В С А Проведем из произвольной точки луча ВА перпендикуляр до пересечения с лучом ВС Получим прямоугольный равнобедренный треугольник ⇒ ∠С=∠В=45⁰ по свойству острых углов прямоугольного треугольника Повторение (подсказка) * Треугольник называется прямоугольным, если в нем имеется прямой угол В равнобедренном треугольнике углы при основании равны Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90⁰ Модуль «ГЕОМЕТРИЯ» №12 (2) Повторение (4) Ответ:135 . Найти угол АВС (в градусах) * В С А Проведем из произвольной точки луча ВС перпендикуляр к прямой АВ до пересечения с ней D Получим прямоугольный равнобедренный треугольник BCD ⇒ ∠С=∠В=45⁰ по свойству острых углов прямоугольного треугольника ∠ABС+∠CВD=180⁰ как смежные ⇒ ∠ABС=180⁰ - ∠CВD=135⁰ Повторение (подсказка) * В равнобедренном треугольнике углы при основании равны Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90⁰ Смежными углами называются углы, у которых есть общая сторона, а две другие являются дополнительными лучами Сумма смежных углов равна 180⁰ Модуль «ГЕОМЕТРИЯ» №12 (3) Повторение (2) Ответ: 0,8. Найти синус угла ВАС * В С А 4 3 По теореме Пифагора в ∆АВС Повторение (подсказка) * Синусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение противолежащего катета к гипотенузе В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов Модуль «ГЕОМЕТРИЯ» №12 (4) Повторение (2) Ответ: 0,2. Найти косинус угла ВАС * В С А По теореме Пифагора в ∆АВС Повторение (подсказка) * Косинусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение прилежащего катета к гипотенузе В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов Модуль «ГЕОМЕТРИЯ» №12 (5) Повторение (2) Ответ: 2,4. Найти тангенс угла ВАС. * В С А 12 13 По теореме Пифагора в ∆АВС Повторение (подсказка) * Тангенсом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение противолежащего катета к прилежащему В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов Модуль «ГЕОМЕТРИЯ» №12 (6) Повторение (3) Ответ: 1. * Повторение (3) Найти тангенс угла АВС. В С А Проведем из произвольной точки луча ВА перпендикуляр до пересечения с лучом ВС. Получим прямоугольный равнобедренный треугольник ⇒ ∠С=∠В=45⁰ по свойству острых углов прямоугольного тр-ка Повторение (подсказка) * В равнобедренном треугольнике углы при основании равны Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90⁰ Тангенс угла в 45⁰ равен единице Модуль «ГЕОМЕТРИЯ» №12 (7) Повторение (2) Ответ: 0,6. Найти косинус угла АВС * В С А Проведем перпендикуляр из такой точки луча ВА до пересечения с лучом ВС, чтобы в катетах треугольника АВС укладывалось целое число единиц измерения. где АВ=3, АС=4, значит по теореме Пифагора ВС=5 (Пифагоров треугольник) В данном случае единицей измерения стала клетка. Повторение (подсказка) * Косинусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение прилежащего катета к гипотенузе В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов Модуль «ГЕОМЕТРИЯ» №13 (1) Укажите номера верных утверждений * 1.Через любые три различные точки плоскости можно провести единственную прямую. 2.Если угол равен 25⁰, то смежный с ним угол равен 155⁰ 3.Через любую точку плоскости можно провести не менее одной прямой да нет да нет да нет Повторение (подсказка) * Сформулируйте аксиому о взаимном расположении прямой и точек. Каким свойством обладают смежные углы? Сколько прямых можно провести через точку на плоскости? Через любые две точки проходит прямая , и притом только одна Сумма смежных углов равна 180° Через точку на плоскости можно провести бесконечно много прямых. Модуль «ГЕОМЕТРИЯ» №13 (2) Укажите номера верных утверждений * 1.Если угол равен 56⁰, то вертикальный с ним угол равен 124⁰. 2.Существует точка плоскости, через которую можно провести бесконечное количество различных прямых. 3.Через любую точку плоскости можно провести не более двух прямых. да нет да нет да нет Повторение (подсказка) * Сформулируйте свойство вертикальных углов. Сколько прямых можно провести через точку на плоскости? Вертикальные углы равны Через точку на плоскости можно провести бесконечно много прямых. Модуль «ГЕОМЕТРИЯ» №13 (3) Укажите номера верных утверждений * 1.Любые три различные прямые проходят через одну общую точку. 2.Существует точка плоскости, не лежащая на данной прямой, через которую нельзя провести на плоскости ни одной прямой, параллельной данной. 3.Если угол равен 47⁰, то смежный с ним угол равен 133⁰. да нет да нет да нет Повторение (подсказка) * Как могут взаимно располагаться три прямых на плоскости? Сформулируйте аксиому параллельных прямых. Сформулируйте свойство смежных углов. Три прямых на плоскости могут иметь одну общую точку, могут пересекаться попарно, могут и не иметь общих точек Через точку, не лежащую на данной прямой, проходит только одна прямая, параллельная данной. Сумма смежных углов равна 180°. Модуль «ГЕОМЕТРИЯ» №13 (4) Укажите номера верных утверждений * 1.Через любые две различные точки плоскости можно провести не более одной прямой. 2.Через любые две различные точки плоскости можно провести не менее одной прямой. 3.Если угол равен 54⁰, то вертикальный с ним угол равен 36⁰. да нет да нет да нет Повторение (подсказка) * Сформулируйте аксиому о взаимном расположении прямой и точек на плоскости. Сформулируйте свойство вертикальных углов Вертикальные углы равны. Через любые две точки проходит прямая, и притом только одна. Модуль «ГЕОМЕТРИЯ» №13 (5) Укажите номера верных утверждений * 1.Через любую точку плоскости можно провести прямую. 2.Через любую точку плоскости можно провести единственную прямую. 3.Существует точка плоскости, через которую можно провести прямую. да нет да нет да нет Повторение (подсказка) * Сколько прямых можно провести через точку на плоскости? Через точку на плоскости можно провести бесконечно много прямых. Существует ли точка плоскости, через которую нельзя провести прямую? Через любую точку плоскости можно провести прямую. Модуль «ГЕОМЕТРИЯ» №13 (6) Укажите номера верных утверждений * 1.Если две параллельные прямые пересечены третьей прямой, то соответственные углы равны. 2.Если две параллельные прямые пересечены третьей прямой, то сумма внутренних односторонних углов равна 90⁰ 3.Если при пересечении двух прямых третьей соответственные углы равны, то прямые перпендикулярны. да нет да нет да нет Повторение (подсказка) * Сформулируйте свойство параллельных прямых относительно соответственных углов Если две параллельные прямые пересечены третьей прямой, то соответственные углы равны Сформулируйте свойство параллельных прямых относительно внутренних односторонних углов. Если две параллельные прямые пересечены третьей прямой, то сума внутренних односторонних углов равна 180° Модуль «ГЕОМЕТРИЯ» №13 (7) Укажите номера верных утверждений * 1.Если при пересечении двух прямых третьей сумма внутренних накрест лежащих углов равна 180⁰, то прямые параллельны 2.Если при пересечении двух прямых третьей соответственные углы равны 75⁰ и 105⁰, то прямые параллельны 3.Если при пересечении двух прямых третьей сумма внутренних односторонних углов равна 180⁰, то прямые параллельны да нет да нет да нет Повторение (подсказка) * Сформулируйте признак параллельности двух прямых относительно накрест лежащих углов. Сформулируйте признак параллельности двух прямых относительно соответственных углов. Сформулируйте признак параллельности двух прямых относительно внутренних односторонних углов. Если при пересечении двух прямых третьей накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны. Если при пересечении двух прямых третьей соответственные углы равны, то прямые параллельны. Если при пересечении двух прямых третьей сумма внутренних односторонних углов равна 180°, то прямые параллельны. Рекомендации учителю 1. В работе по математике и при подготовке к экзамену опираться на требования нового образовательного стандарта и примерных программ к нему; составить планирование с учетом кодификаторов экзаменационных заданий (с 7 класса); 2. Тренировать учащихся, постепенно увеличивая объём и сложность заданий, постепенно увеличивая скорость их выполнения, направляя их на поиск оптимальных путей решения математических задач; 3. Использовать при подготовке учащихся к ГИА новые формы и методы работы с дидактическим материалом; тренинги, репетиционные экзамены, деловые игры и т.д. Рекомендации учителю 4. Активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. Тренировочные тесты проводить по каждой теме с жестким ограничением времени. 5. Математика в школе должна быть красивой, должна быть интересной и полезной сейчас, а не в каком-то отдаленном будущем, уроки должны нравиться ученикам – тогда и их отношение к ГИА по математике будет позитивным, а результаты – положительными. Рекомендации учителю 6. Набивание руки или как говорят «натаскивание» школьника на ГИА необходимо, однако, как показывает опыт, работу нельзя сводить только к этому. Этот этап проводится в конце, после того, как заложен фундамент. Рекомендации ученикам: 1. Объективно оцените свой актуальный уровень знаний, пройдя тестирование по результатам обучения в 8-ом классе. 2. Качественно подготовьте школьный материал, создайте багаж фундаментальных знаний. Необходимо знать основные теоремы и формулы, алгоритмы выполнения заданий. 3. Пройдите организационный инструктаж (правила поведения на экзамене, правила заполнения бланков). Познакомьтесь со структурой и содержанием экзаменационной работы. 4. Научитесь выделять и понимать главное в материале, т.к. умение решать задачи является следствием глубоко понятого соответствующего теоретического материала.5. Совершенствуйте свои вычислительные умения и навыки. Рекомендации ученикам