Презентация Аналитический отчёт учителя дефектолога 1 категории за 2014-2015год


Аналитический отчёт педагогической деятельностиучителя – дефектолога Морозовой В.А. за 2014 -2015 уч. годГКСУ СО «Разночиновский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей» Характеристика группыКоррекционно-развивающая группа детей с ограниченными возможностями здоровья -отделения «Психолого-педагогической помощи» - дошкольники. Количество детей – 6: из них мальчиков – 2, девочек – 4.Возраст: от5 до 12 лет. Дошкольники – 5, начальное образование – 1.В основном все дети с диагнозом: F-71.08 и F-71.18 умеренная умственная отсталость с нарушениями поведения. Воспитание и обучение детей осуществлялось в двух формах: в повседневной жизни и в процессе регулярных занятий.В работе использовались: «Программа образования учащихся с тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта» под редакцией Е.А. Стребелевой.Руководствуясь вышеперечисленными программами, коррекционные занятия проводила по следующим видам: - развитие речи, на основе формирования представлений о себе и окружающем мире. - развитие мелкой моторики и координации движений, - предметно-игровая деятельность, - сан-гигиенические навыки.Выделение перечисленных видов коррекционных занятий обусловлено необходимостью формирования у детей компенсаторных способов познания окружающего мира и жизни в нём. Для реализации задач программы были составлены перспективный и тематический планы работы, в которых использовались различные методические пособия. Задачи психолого-педагогической работы дефектологической группы дошкольников:Создание условий для укрепления здоровья детей младшего возраста. Содействие развитию моторных функций.Развитие предметной деятельности, ознакомление с миром предметов и действий с ними. Стимулирование познавательной активности детей. Развитие основы всех сторон речи: формирование пассивного и активного словарного запаса.Развитие элементарного эстетического восприятия предметов ближнего окружения.Развитие сенсомоторных эталонов.Развитие позитивного образа «Я», познание элементарных правил поведения и общения, гигиены. Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми строила на основе изучения особенностей психического и физического развития детей, учитывая общие, специфические и индивидуальные особенности каждого ребёнка, а так же данные их диагностических обследований. Основные направления моей работы в развитии воспитанников.Познавательно – речевое развитиеТворческое развитиеЭстетическое развитие Социально – личностное развитие Гигиенические навыкиФизическое здоровье Содержание коррекционно-развивающей работыРазвитие речи на основе формирования представлений о себе и окружающем мире.Сенсомоторные игры и упражнения.Песочная терапия, работа с природным материалом.Конструирование.Рисование. Аппликация. Сан – гигиенические упражнения.Оздоровительные прогулки и подвижные игры. Коррекционно – развивающая работа в течении года велась в соответствии с календарно-тематическими планами. Целью которых являлось : создание условий для индивидуального комплексного развития каждого воспитанника, с учётом физического и психического состояния здоровья, через уважение к ребёнку, принятие его состояния, интересов, создание единого пространства развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей. Основным методом моей работы с детьми является педагогика сотрудничества, когда педагог и ребёнок общаются и действуют « на равных», обучаются по образцу и подражанию. Поэтому, все дети занимались по индивидуальным образовательным маршрутам. Основные формы работы: подгрупповые и индивидуальные занятия. В моей практической деятельности преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, увидеть специфические отклонения в развитии и подобрать методические приемы для их преодоления. Формы развивающих занятий использовала разные: дидактические игры, упражнения, экскурсии, прогулки, тематические развлечения, работа с обучающими пособиями и другие. В процессе работы, накопленного опыта выработала для себя требования к организации занятий: § Учебный (предоставляемый) материал должен соответствовать программным требованиям (индивидуальной программе), перспективному плану, теме занятия, поставленным задачам.§ Организация учебного пространства и подбор наглядного материала соответствует возрасту ребенка (не должны быть опасны для жизни и здоровья детей). Величина предметов подбирается по возрасту ребенка.§ Должны соблюдаться санитарно-гигиенические требования, основные правила здоровьесбережения. § Использование игровой мотивации на всех занятиях.§ Построение занятия с учетом лексических тем и единой сюжетной линии.§ Построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.§ Построение занятий должно осуществляться так, чтобы на каждом последующем занятии усложнялись задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закреплялись, но и усложнялись.§ Работа по развитию речи должна прослеживаться на протяжении всего занятия.§ Продолжительность занятия устанавливается в зависимости от степени сложности занятия и от состояния ребенка в данный день. Системная работа в течении всего года даёт свои результаты. У детей стали проявляться: спокойный эмоциональный фон, повышение активности на занятиях, формируется речь, накапливается словарный запас.Помощь ребенку - это длительный и непрерывный процесс, который требует определенной системы его воспитания, в процессе которого постоянно стимулируется двигательное, речевое и психическое развитие. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, большую роль отвожу применению игровых технологий, считая их наиболее эффективными. Постоянно пополняю коллекцию игрушек, дидактического материала, наглядных пособий. Некоторые пособия по темам «Цвет и форма», «Пространство», «Разрезные картинки», «Третий лишний» изготовила сама. Использую различные формы проведения: игры – путешествия, игры – развлечения, конкурсы и викторины, сюжетно-ролевые игры. Применяю технологии, обеспечивающие эмоционально-личностное развитие детей. Включаю в занятия игровые упражнения: “Хорошо-плохо”, игры “Наоборот” на противоречия, «Угадай», «Сложи правильно», «Собери домик» и другие» . Являясь развлечением, игра способна научить ребёнка человеческим отношениям, труду, творчеству. В своей работе использую игры с природным материалом, развивающие игры с дидактическим материалом, использую материалы М.Мантессори, блоки Дьеныша и др.Очень хороший результат приносит использование на занятиях и в воспитательной деятельности технологии арттерапии, сказкотерапии, песочной терапии. Для этого собрала методический, наглядный, раздаточный материалы. Разработала конспекты занятий игр с песком и природным материалом. Работая с больными детьми, нельзя не использовать здоровьесберегающие технологии. Предоставление детям дозированной помощи, непродолжительные занятия (10-15 мин.), минимальные физические нагрузки, благоприятная атмосфера на занятиях – всё это позволяет больным детям хорошо адаптироваться в обстановке учебного процесса. Сохранению и укреплению здоровья способствуют: динамические паузы, различные гимнастики: пальчиковые, дыхательные, физкультурные, релаксации, игровые массажи. Используя эти формы и методы, повышаю результативность образовательного процесса и формирую у воспитанников навыки укрепления здоровья. Социально – личностное развитие включает:развитие навыков по социализации, труду, укреплению здоровья.Цели:Формирование положительного отношения к труду и личному здоровью.Развитие понимания собственного «Я».Задачи, которые ставила перед собой и детьми:Развитие игровой деятельности малышей.Передача знаний и привитие умений в обслуживании себя.Развитие трудовой деятельности Итоги коррекционной работы: В разных видах игровой деятельности (сюжетно – ролевых, подвижных, дидактических, театрализованных играх) у детей при взаимодействии со взрослыми, сверстниками и игровым материалом развиваются моторные навыки, все компоненты устной речи, коммуникативная активность, обогащается чувственный опыт, создаётся эмоциональное благополучие.Я учила детей играть вместе, рядом, не обижая друг друга. Самостоятельно или с помощью педагога, выполнять игровые действия с предметами и игрушками. Дети научились выполнять простейшие трудовые поручения: поливают цветы, раскладывают игрушки, помогают слабым детям в одевании и раздевании.Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания проходило во время режимных моментов. У моих воспитанников постепенно формируется ручная умелость(моют руки с мылом, учатся пользоваться полотенцем, самостоятельно пользуются ложкой, чашкой, застёгивают пуговки, молнии, застёжки). Познавательно – речевое развитие включает:Формирование речи детей в повседневной жизни и на коррекционных занятиях.Сенсомоторное развитие.ФМППриобретение навыков конструктивной деятельности.Цели и задачи педагогической деятельности:Развитие всех компонентов устной речи в различных видах и формах детской деятельности.Развитие познавательных интересов.Формирование представлений о мире и предметах, окружающих ребёнка.Усвоение сенсорных эталонов.Развитие моторных функций.Итоги коррекционной работы:      Развитие познавательных интересов у детей младшего возраста происходит непосредственно через взаимодействие с предметами.      В сенсорном развитии и при формировании элементарных математических представлений действия с предметами объёмными и плоскостными, разной фактуры и формы, разного размера и цвета, развивают мелкую моторику, которая способствует обогащению непосредственного чувственного опыта, формированию умения называть свойства предметов, развитию мышления, внимания, речи.В процессе занятий некоторые дети стали произносить отдельные слова. С интересом относятся к занятиям с музыкой, стишками, стараются проговаривать за педагогом слова, звуки. Очень любят работать с опорными картинками и наглядным материалом. Самостоятельно или с помощью педагога собирают разрезные картинки из 2-4 элементов. Для всестороннего развития детей подбирается хорошая предметно–развивающая среда:1. Собраны материалы подвижных игр и упражнений для развития общей моторики, а также картотека пальчиковых игр с учётом лексических тем.2.    Приобретены и изготовлены:         -  настольно – печатные игры: «Одень Машеньку», «Собери картинку», «Лото», «Чей малыш?»,         -  дидактические игры и игрушки:  «Бусы», «Вкладыши», шнуровки, лабиринты.3.     Подобраны физкультминутки по лексическим темам и детские музыкальные произведения;  4.     Изготовлены своими руками:      - дидактические игры : «Яблонька», «Спрячь платочки», «Семья», «Мама и детки», «Геометрические кубики», «Времена года», «Мой домик», «Разноцветные крышки», «Брёвнышки» и др.;            В этом году видны значительные результаты у воспитанников: Карауловой Юли, Ветровой Юли, Воронова Максима. Дети хорошо работают с мозаикой, кубиками. В работе с природным материалом стали усидчивее, спокойнее. Научились сопоставлять предметы по цвету. Учимся различать формы, но результаты низкие. Развитие речевых навыков детей происходит и в музыкально  - художественной   деятельности: песни, игры с музыкальными игрушками, музыкально - ритмические движения, имитационные движения в сочетании со словом эти формы работы включаю в занятия, что способствует развитию речевой активности, формированию словаря, звукоподражанию. На занятиях дети учатся играть с предметами, что доставляет им большое удовольствие.Есть детки очень слабые, расторможенные . Привалова Люба доставляет много хлопот. Занимаюсь с ней только индивидуально, т.к. может порвать все пособия, зачастую кричит, плачет, убегает, прячется. Творческое развитие включает:музыкальное творчество, песочную терапию, рисование, аппликацию.Цели и задачи в этом направлении работы:Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.Удовлетворение потребности ребёнка в самовыражении.Приобщение к изобразительному творчеству.Развитие музыкального восприятия, в процессе включения песен, музыкальных композиций в развивающие занятия.Итоги коррекционной работы: В процессе развития продуктивной деятельности и детского творчества с разнообразными изобразительными материалами (карандашами, фломастерами, кистью, мелками, пластилином, тестом, глиной) развивается мелкая моторика, обогащается словный запас, развивается  диалогическая речь, формируется культура общения детей. Особенно важна эта связь с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, творчество развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, воображение. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний.. Дети с помощью педагога за прошедший учебный период узнали, что можно рисовать не только карандашами ,можно рисовать красками на ладошке. Весь год мы учились рисовать ватными палочками, пальчиками и ладошками. На занятиях по аппликации использовались разные формы работы с элементами: наклеивание одной детали, дорисовка недостающих элементов, конструирование всей композиции из отдельных предметов-рисунков. Выполнение многих работ было индивидуально, методом: рука ребёнка в руке педагога. Но постепенно самостоятельность детей в отдельных моментах стала заметнее, увереннее. В содержание занятий по творческому развитию обязательно стараюсь включать музыкальные паузы, звуковые физкультминутки, жестовые и пальчиковые игры, что способствует лучшему восприятию инструкций и обучающего материала. После каждого занятия вместе с детками рассматриваем их работы и оформляем стенд с поделками.


В своей педагогической практике широко использую песочную терапию. Общение с которой так необходимо больным детям. Что происходит, когда пальцы малыша касаются песка? Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу. Учёные, педагоги утверждают, что игры с песком для детей очень полезны. Они улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений. Малыши выражают себя в игре увереннее, чем в словах. Поэтому игры с песком для детей младшего возраста являются средством коммуникации, помогают преодолевать проблемы взаимоотношений в коллективе. Игра с песком- это доступная, увлекательная и интересная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому я использую песочницу в развивающих и обучающих целях в разных видах детской деятельности. Играя в песке изучаем: названия различных предметов, цвет, форму, действия предметов, свойства предметов, их назначение и применение в окружающем мире. Диагностика развития воспитанников группы{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}Уровень развития(6 воспитанников)Начало годаСередина годаКонец годаВысокий---Выше среднего   Средний134Ниже среднего422Низкий   Нулевой   {2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}Раздел программыУсвоилиХорошоНедостаточноПлохо Развитие речи24  Мелкая моторика33  Рисование141 Аппликация132 Сенсорика321 Работа с прир. мат.411 Целью данной работы являлось: выявление детей с ослабленным соматическим здоровьем, формирование потребности в приобретении знаний по охране и гигиене здоровья, оказание помощи в проведении закаливающих и лечебных процедур. Содержанием работы было - выявление детей с заболеваниями, мешающими их развитию и общению. Сотрудничествосо специалистами: психиатром, педиатром, психологом позволило найти нужную тактику в работе. В области здоровьясбережения использовала методики сенсорной комнаты, сказкотерапии, игровые приёмы, песочной терапии, физкультминуток во время занятий, что способствовало соблюдению режима двигательной активности, снятию напряжения, повышению мотивации в занятиях, настрою на позитивное сотрудничество с педагогом.Профилактическая деятельность: Участие в методической работе учреждения1. Участие и выступление на педсоветах и заседаниях ПМПконсилиумах детского дома.2. Провела открытое занятие по развитию речи тема «Домик».3. Пропаганда педагогических знаний:использовала в работе периодическую печать коррекционного образования,в процессе деятельности взаимодействовала с другими специалистами детского дома по обмену опытом работы,пользовалась интернет ресурсами для использования новых, интересных для меня методик, форм работы с умственно- отсталыми детьми.4. Принимала участие в общественной жизни учреждения: мероприятие, посвященное Дню Победы, благоустройство территории учреждения. Выводы:Проанализировав свою педагогическую деятельность за год, считаю работу за 2014-2015 учебный год удовлетворительной.По итогам текущей диагностики имеем следующие результаты: все дети показали положительную динамику в развитии.Двое детей слабо занимаются по следующим причинам: Привалова Л. – очень расторможена, требует постоянного медицинского контроля.Ветрова Ю. – нарушена моторика кистей и пальцев, что затрудняет процесс усвоения умений и навыков на занятиях.Остальные дети требуют постоянных, систематических занятий ,что и делалось в течении года. Неговорящие воспитанники: Воронов М, Караулова Ю., Стулков Т. – стали произносить звуки, отдельные слова. Все воспитанники группы продолжают учиться основам рисования, аппликации, у детей появились элементарные навыки гигиенической культуры, сенсорных понятий. Создание соответствующей предметно – развивающей среды способствовало развитию общей и мелкой моторики, что активизировало речевые навыки детей.  Целенаправленное и систематическое использование  в разных видах деятельности игр и упражнений на формирование моторных навыков способствовало физическому и сенсорному развитию детей.Тесное взаимодействие педагога и других специалистов детского дома повышает эффективность обучения , физическое и психическое состояние воспитанников.    Методы и приёмы обучения, выбранные мной, помогают умственно-отсталым детям преодолевать трудности в усвоении, закреплении знаний, умений и навыков по программе развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитель –дефектолог: Морозова В.А.