Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения
Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения В условиях модернизации российского образования, введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, возрастают воспитательные функции школы При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание. Цель воспитательной работы современной школы по ФГОС помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей Главные задачи современной школы по ФГОС раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Ключевой фигурой в реализации задач воспитания в школе был и остается классный руководитель. От того, насколько изменится его работа, во многом зависит успешность всех осуществляемых преобразований. Цель деятельности классного руководителя по ФГОС создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Задачи деятельности классногоруководителя по ФГОС формирование и развитие коллектива класса;создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; защита прав и интересов обучающихся;организация системной работы с обучающимися в классе;гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;организация социально значимой, творческой деятельности Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава ОУ и иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом . Классному руководителю необходимо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста; быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности;владеть современными технологиями воспитания. Функции Классного руководителя Организационно-координирующие Коммуникативные Аналитико-прогностические Контрольные 1. Организационно-координирующие обеспечение связи ОУ с семьей;установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога ДО);проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся;взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом ОУ; организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;Организация внеурочной деятельности;стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, воспитательный план работы классного руководителя). 2. Коммуникативные: регулирование межличностных отношений между обучающимися;установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств. 3. Аналитико-прогностические: изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;определение состояния и перспектив развития коллектива класса. 4. Контрольные: Ежедневный контроль за успеваемостью каждого обучающегося; Ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися;Контроль за внеурочной деятельностью. Взаимодействия классного руководителя Внутришкольный круг Учителя-предметникиПедагог-психологПедагоги дополнительного образования (внеурочной деятельности)Социальный педагогБиблиотекарьМедицинский работник Внешний круг Семьи обучающихся;Внешкольные учреждения культуры, спорта, здравоохранения и другие. Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде. Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут. Януш Корчак