Выступление на фестивале — Учитель — учителю по теме: «Формирование ключевых компетенций на уроках географии через использование развивающих методических приемов»


«Формирование ключевых компетенций на уроках географии через использование развивающих методических приемов» Компетентностный подход в образовании Уровень образованности определяется готовностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний В мире компетенций Компетенция – это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной ситуации.Ключевые компетенции – компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Ключевые компетенции Информационная- готовность к работе с информациейКоммуникативная – готовность к общению с другими людьмиКооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьмиПроблемная – готовность к решению проблем Основа формирования КОМПЕТЕНЦИЯ = ЗНАНИЕ + ОПЫТОпыт учащихся, полученный в житейских и учебных ситуациях, и актуализированный на уроке.Опыт полученный в ходе проектной деятельности, ролевых игр, психологических тренингов. Развивающие методические приемы Способствуют:Накоплению опыта творчества Осознание потребностей в приобретении знанийСотрудничеству «учитель – ученик», а также сотрудничеству между учениками «ГОЛОВОЛОМКА» Это комплексное задание, требующее использования значительного количества информации.Распределяется по рабочим группамУчащиеся группы должны объединить свои усилия и сложить имеющиеся у них фрагменты информации в один целостный пазл (головоломку). Метод прогнозирования «А что произойдет если…»«Какие меры следует принять для того, чтобы…»«Какое воздействие будет оказано на ПТК если…» Примеры Что произойдет если растают льды Антарктиды?Каким станет климат Красноярска в связи с глобальным потеплением?По мнению ученых глобальное потепление остановить невозможно, используя карты атласа и учебника, составьте прогноз возможных изменений природной обстановки в нашей стране в связи с процессом потепления климата?Какие меры следует принять для того, чтобы спасти Ангару?Какое воздействие будет оказано на ПТК комплекс окраинных арктических морей (Берингово, Баренцево), если будет осуществлен проект переброски части скверных рек на юг (Северная Двина, Онега, Нева)? Задание Используя карты атласа и учебника, составьте прогноз возможных изменений природной обстановки в нашей стране в связи с процессом потепления климата» «Ступеньки интеллекта» Это вид работы с информацией (с учебником)Умение правильно составлять вопросыОценка результативности оценивается по критериям Психологическая истина « Умение правильно формулировать глубокие вопросы есть показатель развитости интеллекта человека» Оценка результативности Вопросы отражающие причинно – следственные связи, оцениваются «отлично».Вопросы аналитического и сравнительного характера оцениваются «хорошо».Вопросы констатирующего характера оцениваются «удовлетворительно». Развивает: Поисковую активность учащихсяМышлениеЛогикуУмение работать с источниками информацииАнализировать, делать выводы Оценивает: УчительКлассКоординатор-помощник учителяСамопроверка «Творческая работа» Формирует информационную компетенцию (поиск и сбор информации).Проблемную компетенцию: поиск решения проблемы и раскрытие проблемного вопросаУчителю важно сформулировать проблему, от этого зависит творческая активность учащихся.Ученик анализирует различные источники, отбирая доказательства в пользу того или иного суждения. Примеры Население России: прогнозирование изменения его численности и географииПортрет одного из районов России к середине 21столетияПроектирование новых свободных зон РоссииПроектирование новых железных дорог России.Природа России - источник творческого вдохновения Оценивание творческих работ Полнота раскрытия проблемыДоказательность своего мненияИспользование дополнительных источников информацииприсутствие конкретных решений проблемы «Мне это пригодится» Формирует проблемную компетенцию (Проблемная ситуация и проблемно – ориентированная дискуссия учащихся)Ученики доказывают, что изучаемый материал имеет прикладную или теоретическую ценность. Примеры Где в жизни вам пригодится знание об азимуте?Где в жизни вам пригодится знание геологического строения территории? «Аналогии» «Ищите сходства и они образуются».Практически каждое явление или закономерность может зеркально найти свое отображение в реальной, бытовой действительности.Объясняет трудные географические закономерности. Развивает: Предметную наблюдательность, опираясь на жизненный опыт учащихся