Методическая разработка родительского собрания на тему Особенности семейного воспитания


«ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ » РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Искусство воспитания Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, иным- делом легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. К.Д.Ушинский Семья для ребенка- это место его рождения и основная среда обитания В семье у него близкие люди, которые его понимают и принимают таким, каким он есть- здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий…- он там свой. Семья – это определенный морально – психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми.С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости… Детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период В детстве закладываются основы, создаются предпосылки гармоничной личности Какие же существуют проблемы между родителями и детьми Большинство подростков утверждают, что родители мало дают им свободы, постоянно контролируют их действия. Чтобы между родителями и детьми сложились хорошие отношения нужно придерживаться следующих советов: Если вы чего-то боитесь, чётко изложите сыну или дочери в конкретной форме свои страхи и опасения. Постоянно показывайте сыну или дочери свою готовность его (её) выслушать и понять. Понимание не означает прощение неправильных поступков. Помните, что ваш сын или дочь не обязательно должны следовать всем вашим советам. Будьте честны перед детьми, подростки не доверяют тем старшим, которые не искренни с ними. Не давайте обещаний, пока не уверены, что сможете их выполнить. ФУНКЦИИ РОДИТЕЛЕЙ- Создание оптимальных условий для роста и развития ребенка- Обеспечение безопасности- Обеспечение адаптации к жизни- Воспитание ребенка СТРЕЛЫ ВОСПИТАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Внушают спасительные правила Оценивают действия ребенка Идут на компромисс Назойливо делятся опытом Подавляют его инициативу Диктуют Управляют Отвергают ребенка Следят за выполнением норм и правил поведения Убивают веру в себя Принимают ответственные решения за ребенка Убивают веру в себя Лишают уникальности ребенка «Казнят» и «милуют» Поставляют «+» и «-» эмоции Судят Подчеркивают зависимость РЕБЁНОК ЖДЁТ ОТ РОДИТЕЛЕЙ: ЛЮБВИ ТЕПЛА ОДОБРЕНИЯ ЗАБОТЫ ПОДДЕРЖКИ ПОХВАЛЫ ПОНИМАНИЯ НЕЖНОСТИ УЛЫБКИ Тест: «Какой вы родитель?» Отметьте те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с ребенком1Сколько раз тебе повторять? -2б2.Посоветуй мне, пожалуйста-0б3.Не знаю, что бы я без тебя делала-1б4.И в кого ты только уродился?-2б5.Какие замечательные у тебя друзья!-16.Ну на кого ты похож!?- 2б7.Я в твое время…-2б8.Ты моя опора и помощник -1б9.Ну что за друзья у тебя?!-2б10. О чем ты думаешь?!-2б11.Какая ты умница!-1б12.Как ты считаешь, сыночек..?-1б13.У всех дети как дети, а ты?-014.Какой ты у меня сообразительный!-1б Подсчитаем общее количество баллов 7-8. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению личности ребенка.9-10. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя не всегда с Вами откровенен. На его развитие оказывают влияние случайные знакомые. 11-12. Вам необходимо быть внимательнее к ребенку. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка в большей степени зависит от случая, чем от вас.13-14. Вы сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между Вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания. Природа семейного воспитания Специфика семейного воспитания основано на чувстве:Любви, разности поколенийНегативные факторы семейного воспитания «КУМИР СЕМЬИ» Ребенок обожаем, любимЛюбая прихоть ребенка – законВосторгаются им, ежеминутно находят в ребенке «таланты»Растет капризным, своевольным эгоистомОсвобожден от всех обязанностей «ГИПЕРОПЕКА» Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослыхРодители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всемВозносят ребенка до небес, «готовят» вундеркиндаРебенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителейРастет безвольным, трудности в общении «ГИПООПЕКА» Ребенок предоставлен сам себеОщущает себя ненужным, лишним, нелюбимымВременами вспоминают, что он есть и уделяют минимум вниманияВынужден сам думать о себе, завидуя всем детям «В КУЛЬТЕ БОЛЕЗНИ» Когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеваниемБоясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желанияПользуется создавшимся положением и злоупотребляет имРебенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о немТакой ребенок- маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую болезнь, чтобы добиться всегоЖдет сочувствия и сострадания от всех С трудом приспосабливается к действительности «ПОВЫШЕННАЯ МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ» На плечи ребенка возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для его возрастаСвои не оправдавшиеся надежды, мечтают реализовать в детяхРебенку поручают заботиться о младших в доме или о престарелых «ЕЖОВЫЕ РУКАВИЦЫ» Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаютсяВнушают лишь подчинениеРебенок не знает ласки и тепла, беспрекословно подчиняясьВырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, с часто с бурными реакциями протеста рекомендации для родителей СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА СОВЕТ 1 Главное средство воспитания – это пример родителей, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах, радостях. Сделайте жизнь ребенка интересной и многообразнойУделяйте ему больше свободного времениВоодушевите ребенка на рассказ о своих школьных и личных делах СОВЕТ 2 СОВЕТ 3 Эффективным способом сплочении семьи, установлением дружеских взаимоотношений является проведение совместного досуга.Туристические походы в лес, горы, плавание, лыжиВажно не место, где проводишь время со своим ребенком, а впечатление от совместно пережитых испытанийИменно в таких ситуациях ребенок учиться доверять Вам свою жизнь, тайны, делится секретами, своими успехами СОВЕТ 4 Укрепляйте в ребенке уверенность в собственных силахСлушая ребенка следите за его мимикой и жестами, анализируйте ихРазговаривайте друг с другом, если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга СОВЕТ 5 Не старайтесь спрятать ребенка от трудностейОбсуждайте с детьми свою жизнь, считайтесь с их мнением в решении семейных проблемДети должны чувствовать ответственность за все, что они совершают в жизни ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОСЫ: «КАКОЙ ТИП ВОСПИТАНИЯ ПРЕОБЛАДАЕТ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ?» «ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ ИЗМЕНИТЬ В ВОСПИТАНИИ СВОЕГО РЕБЕНКА» КАК СОВЕРШАЕТСЯ ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ РАССМОТРЕЛИ ПОД СВОИМ УГЛОМ ХОРОШО РЕБЕНКУ РЯДОМ С ВАМИ УЗНАЛИ МНОГО НОВОГО И ВАЖНОГО воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации подрастающего поколения при определенных условиях: Заглянув в мир ребенка , мы приоткрыли двери, чтобы посмотреть