Презентация к интегрированному уроку Судьба России в творчестве М.Волошина и К.Петрова-Водкина


СУДЬБА РОССИИ В ТВОРЧЕСТВЕ М.ВОЛОШИНА И К. ПЕТРОВА-ВОДКИНА. Кто ты, Россия? Мираж? Наважденье?Была ты? Есть? Или нет?Омут... стремнина... головокруженье...Бездна... безумие... бред...Все неразумно, необычайно:Взмахи побед и разрух.Мысль замирает пред вещею тайнойИ ужасается дух.Мы- зараженные совестью: в каждомСтеньке- святой Серафим,Отданный тем же похмельям и жаждам,Тою же волей томим. ...Мы погибаем, не умирая,Дух обнажая до дна.Дивное диво! – горит, не сгорая,Неопалимая купина. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Биография Кузьма Сергеевич Петров- Водкин как-то сказал: «Живопись не забава, не развлечение... Она умеет каким-то неизвестным образом расчищать хлам людского обихода, кристаллизовать волю и обезвреживать дурноту социальных взаимоотношений». Именно в этом он видел основную задачу изобразительного искусства.Родился он в провинциальном городке Хвалынске в семье сапожника и горничной 24 октября 1878 года. Краски и кисть впервые увидел в руках художника-­иконописца. у него же получил первые уроки живописи. Продолжил обучение в Петербурге, Москве. Днем рисовал, учился играть на скрипке, ночами писал пьесы и запоем читал книги. «Взахлеб» учился. Любимой девушке рассказывал о законах физики, геометрии и астрономии.Благодаря помощи меценатов одаренный юноша смог отправиться за границу, а так как денег было недостаточно, поездку в Европу он предпринял на велосипеде. Германия, Франция, Турция, Греция, Италия, Алжир, Пиренеи-все четыре года путешествий были наполнены непрерывной работой. у художника появился свой собственный творческий метод, своя живописная система. Позже в автобиографической книге «Пространство Эвклида» он подробно рассказал о своих поисках, об открытии им сферической перспективы, которая позволяет так строить композицию картины, что зритель получает возможность увидеть изображаемое как бы с большой высоты, почувствовать сферичность земной поверхности, ощутить себя частицей стремительно несущейся в космосе планеты. И тем самым выразить связь каждого человека, события, предмета со всем огромным миром. Изучая законы цвета, художник пришел к выводу, что главными в картине должны быть три цвета: красный, желтый и синий. В картинах Петрова-Водкина сочетаются разные пространственные планы и ракурсы, резко сопоставляются масштабы фигур. Этим приемом пользовались русские иконописцы. Но с иконописной традицией живописца связывает не только это. Многие сюжеты, образы художника соотносятся с образами русских икон.Октябрьская революция была близка и понятна художнику, выросшему в бедности. И все же он осознавал, что революция не идиллия. В это время он уже был зрелым мастером, преподавал в Академии художеств, был хорошо известен в России и в Европе. Послереволюционные работы - «Петроградская мадонна», «Смерть комиссара», натюрморт «Селедка»- передают реалии того времени и мироощущение участника событий, «космический взгляд» на события. Картины вызывают ощущение «пошатнувшегося» мира. Художник Владимир Конашевич писал: «Есть люди, которые все явления окружающего мира воспринимают как-то по-своему. Они живут как будто в другом мире, только параллельном нашему, но не совпадающем с нашим вполне во всех точках. Я имею в виду художника Петрова­-Водкина». Максимилиан Александрович Волошин Я не сам ли выбрал час рожденья,Век и царство, область и народ,Чтоб пройти сквозь муки и крещеньеСовести, огня и вод?Надо до алмазного закалаПрокалить всю толщу бытия,Если ж дров в плавильной печи мало,Господи,- вот плоть моя! Максимилиан Александрович Волошин родился 16 (28) мая 1877 года в Киеве. Отец, юрист, умер рано, все заботы о ребенке легли на мать. Прожив более десяти лет в Киеве, потом в Москве, она переселилась в восточный Крым- Киммерию греческих мифов, в поселок Коктебель, расположенный неподалеку от Феодосии. Волошин вспоминал: «… я был, по-видимому, ребенком очень любознательным, одаренным памятью и талантами…» . ОН учился последовательно в гимназиях Поливановской, Московской 1 казенной и окончил Феодосийскую. В 1897 году поступил в Московский университет- на юридический факультет, но через полтора года был исключен. Весной 1901 года М. Волошин отправился в Париж, чтобы там всерьёз заняться самообразованием.Волошин был удивительно разносторонней личностью: поэт, художник, публицист, литературовед – все свои задатки он сумел реализовать и довести до уровня высокого мастерства. Он много путешествовал. Постепенно местом постоянного жительства становиться для Волошина Коктебель. Сюда к нему приезжают друзья, их знакомые. В доме Волошина в разное время побывали О. Мандельштам, М. Цветаева, А. Толстой, Н. Гумилёв, Е. Замятин, В. Брюсов, А. Белый, К. Чуковский, М. Булгаков и А. Ахматова и многие другие. Сам Волошин стал считаться такой же достопримечательностью этого края, как музей Айвазовского и Генуэзская башня.М Волошин был христианином, и его система взглядов, отношение к истории были отчётливо христианскими. Он предчувствовал нелёгкую судьбу России и собственную судьбу никогда не разделял с судьбой родины.Он был свидетелем революции 1905 года, 9 января в Петербурге. Первая мировая война застала Волошина в Швейцарии. Затем перебрался в Париж и, наконец, за год до революции вернулся в Россию. Войны, мятежи вызывали в нём стойкое неприятие, и вопреки политическим страстям он в каждом видел прежде всего человека, ближнего своего. Призванный в действующую армию, он написал военному министру: ”Я отказываюсь быть солдатом, как Европеец, как художник, как поэт.” По его мнению, насилие физическое, есть знак насилия духовного, и причиняющий смерть сам уже умер духовно. То, что люди для разрешения противоречия привлекли к насилию, обратились к массовым убийствам, Волошин считал историческим грехом России, за которым последует расплата: И кровь за кровь без меры потечёт…В дни гражданской войны Поэт находился в Коктебеле. Крым переходил из рук в руки. В доме Волошина в разных комнатах одновременно находиться раненный красноармеец и белый офицер, которым поэт дал приют, пищу и кров.Его позиция не была пассивной. Он выступал устно и в печати при любой власти. В 1919 году вышла в Харькове последняя прижизненная книга поэта – “Демоны глухонемые”. Красные считали его “внутренним эмигрантом”, а белые, отступая, приговорили к смерти. Удивительно то, что Волошин уцелел в этих катастрофических обстоятельствах, что он, сохраняя общественную активность, в конце концов умер в свое постели в 1932 году, 11 августа. Не мистика ли и не вмешательство ли высших сил? Он завещал похоронить себя на высоком холме над морем, откуда открывался вид на всю коктебельскую долину…Какой-то свет на это “чудо” может пролить необычный метод его борьбы за справедливость: молитва за палача, который с точки зрения духовный находиться в гораздо более опасном положении, чем его жертвы. Кто написал на этих стенах кровью:"Свобода, братство, равенство - иль смерть?Нет братства в человечестве иного,Как братство Каина. Кто связан кровьюЕще тесней, чем жертва и палач?...Страдание и голод - вот резец,Которым смерть ваяет человека.Не в равенстве, не в братстве, не в свободе,А только в смерти правда мятежа... С каждым днем все диче и все глушеМертвенная цепенеет ночь.Смрадный ветр, как свечи, жизни тушит:Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь.Темен жребий русского поэта:Неисповедимый рок ведетПушкина под дуло пистолета,Достоевского на эшафот.Может быть, такой же жребий выну,Горькая детоубийца- Русь!И на дне твоих подвалов сгинуИль в кровавой луже поскользнусь.Но твоей Голгофы не покину,От твоих могил не отрекусь.Доконает голод или злоба,Но судьбы не изберу иной:Умирать, так умирать с тобой,И с тобой, как Лазарь, встать из гроба! С Россией кончено. На последяхЕе мы прогалдели, проболтали,Пролузгали , пропили, проплевали,Замызгали на грязных площадях.Распродали на улицах: не надо льКому земли, республик да свобод.Гражданских прав? И родину народСам выволок на гноище, как падаль.О Господи, разверзни, расточи,Пошли на нас огнь, язвы и бичи,Германцев с запада, монгол с востока.Отдай нас в рабство раз и навсегда,Чтоб искупить смиренно и глубокоИудин грех до Страшного суда... ...Одни возносят на плакатахСвой бред о буржуазном зле,О светлых пролетариатах,Мещанском рае на земле.В других весь цвет, вся гниль империй,Все золото, весь тлен идей,Блеск всех великих фетишейИ всех научных суеверий.Одни идут освобождатьМоскву и вновь сковать Россию,Другие, разнуздав стихию,Хотят весь мир пересоздать.И не смолкает грохот битвПо всем просторам южной степиСредь золотых великолепийКонями вытоптанных жнитв.И там, и здесь между рядамиЗвучит один и тот же глас:"Кто не за нас, тот против нас,Нет безразличных, правда с нами".А я стою один меж нихВ ревущем пламени и дымеИ всеми силами своими Не на троне- на ее руке,Тонкой ручкой обнимая шею,Взор во взор, щекой припав к щеке,Неотступно требует... Немею,Нет НИ сил, ни слов на языке...А она в тревоге и печалиЧерез зыбь грядущего глядитВ мировые рдеющие дали,Где престол пожарами повит.Ты напутствовала пред концомРатников в сверканье литургии...Страшная история РоссииВся прошла перед Твоим лицом .Но слепой народ в годину гневаОтдал сам ключи своих твердынь,И ушла Предстательница- ДеваИз твоих поруганных святынь.