Презентация для родительского собрания Профилактика экранной зависимости у подростков.


Профилактика экранной зависимости у подростков. 25% приобрели зависимость в течении полугода с начала работы в Интернете58% - в течение второго полугодия работы17% - через год(данные К. Янга) Зависимость От компьютерных игр От сетей Интернет От телевизора Что привлекает в виртуальной реальности? Наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;Отсутствие ответственности или тот уровень ответственности, который может принять ребенок в данный момент;Реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;Возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;Возможность самостоятельно принимать (любые) в рамках игры решения, вне зависимости от того к чему они могут привести. Социальные фобии (страхи). В этом случае виртуальный мир компьютера и Интернета заменяет реальный мир, которого человек так боится.Дефицит общения. Типы интернет-зависимости 1. Навязчивый web-серфинг (бесконечный поиск информации по базам данных и поисковым сайтам) Типы интернет-зависимости 2. Пристрастие к виртуальным знакомствам, зависимость от «кибер-отношений» Типы интернет-зависимости 3. Навязчивая игра в сетевые компьютерные игры Виды компьютерных игр Ролевые игры Неролевые игры Ролевые игры 1. Игры от первого лица – максимальная сила «затягивания» или «вхождения» в виртуальный мир Ролевые игры 2. Игры от третьего лица – участник видит героя со стороны и управляет его действиями Ролевые игры 3. Руководительские игры – участнику представляется право руководить деятельностью подчиненных ему героев Неролевые игры 1. Аркадные игры – сюжет незамысловатый, линейный. Требования от участника - быстро реагировать, двигаться, управлять машиной Неролевые игры 2. Головоломки - всевозможные разновидности настольных игр и головоломки Неролевые игры 3. Игры на быстроту реакций – абсолютное отсутствие сюжета, не перекликаются с реальной жизнью Неролевые игры 4. Традиционно азартные варианты игр - разновидности карточных игр, рулетки, игровых автоматов Скажи мне, во что ты играешь Стратегические – ребенку не хватает структурированности. При этом в потенциале у него имеются лидерские качества, такой человек может повести за собой других. Позитивный «заменитель» компьютерных стратегий – шахматы, конструирование (кстати, «стратеги» легче всего избавляются от тяги к компьютеру).Спортивные – подавлена деятельность, возможно, есть какие-то телесные блоки. Если малыш гоняет виртуальную шайбу или мяч (командные игры), у него велика потребность быть частью значимой для него группы сверстников. Нужно переключать его внимание на реальные спортивные забавы.«Стрелялки», ужасы – непрожитая агрессия. Кстати, агрессия – одна из эмоций, необходимых для выживания вида (в психологии есть даже такое понятие: нормальный уровень агрессии). Другое дело, сколько ее и в какое русло она направлена. Такому ребенку нужно больше двигаться, а еще ему необходимы тактильные контакты (объятия, массаж) со своими родителями. Типы интернет-зависимости 4. Хаккинг Типы интернет-зависимости 5. Постоянные покупки через интернет или участие в он-лайн-аукционах Признаки виртуальной зависимости Физические симптомы •     Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки в области запястья, связанное с длительным перенапряжением мышц). •     Сухость в глазах. •     Головные боли по типу мигрени. •     Боли в спине. •     Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи.•     Пренебрежение личной гигиеной. •     Расстройства сна, изменение режима сна. Признаки виртуальной зависимости • если ребенка отвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным;• не способен запланировать время, когда закончит игру на компьютере;• расходует очень много денег, чтобы обновлять программы и приобретать новые игры;• подросток забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе;• чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, подросток начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами (энергетические коктейли);• когда начинает играть или работать на компьютере, ощущает эмоциональный подъем;• происходит постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные темы;• предвкушает и продумывает со всеми подробностями свое последующее нахождение в мире компьютерной фантастики, что способствует улучшению настроения и захватывает все помыслы, много мечтает о том, как скоро он начнет играть.• «тайное» вхождение в Интернет, компьютерная игра в момент отсутствия членов семьи, сопровождающееся чувством облегчения или вины;• отрицание наличия зависимости• нахождение за ПК с целью уйти от проблем или заглушить чувства беспомощности, вины, тревоги или подавленности• как только заходит в квартиру, сразу же направляется к компьютеру;• угрожает, шантажирует, если ему запрещают играть на компьютере. Профилактика зависимости от компьютера. Сформировать у подростка правильное отношение и к компьютеру, объяснив ему, что это вспомогательное средство для работы. Научите пользоваться Интернетом для поиска полезной информации, научите правильно набирать тексты, разрешите подростку выполнять домашнюю работу на компьютере. Компьютерная зависимость не возникнет, когда для подростка приоритетным остается живое общение – это станет лучшей профилактикой. Прививайте ему активный образ жизни (посещение спортивных секций), а также любовь к культуре (посещение кинотеатров, выставок будет способствовать этому). Ошибкой станет использование компьютера в качестве поощрения или наказания: запретный плод всегда сладок, и у ребенка подсознательно развивается любовь к недоступному предмету. Уделите больше внимания своему ребенку, помогите разобраться в его проблемах, подскажите правильное решение – это станет не только отличной профилактикой привыкания к компьютеру, но и сплотит вас, научит доверять друг другу. Причины телевизионной зависимости: Занятые родители предлагают ребенку посмотреть мультфильм или кино, пока делают свои дела, проведение времени перед телевизором становится привычкой.Взрослые поощряют правильное поведение, хорошие поступки просмотром телевизионных передач.Длительный запрет на просмотр абсолютно всех телепередач (эффект «запретного плода»).Родители постоянно проводят свободное время перед телевизором.Неумение ребенка общаться со сверстниками, застенчивость, отсутствие интересов также заставляют его больше времени проводить в пассивном отдыхе.Неблагоприятная эмоциональная обстановка в доме, стресс.Отсутствие альтернативных способов занятия детей (детских площадок, настольных игр, книг и др.). Опасность Ребенок привыкает получать впечатление и удовольствие, не прилагая усилия, в дальнейшем он стремится получать удовольствия таким же способом и имеет гораздо больший риск вовлечения в употребление наркотиков, алкоголя, сигарет. Дети, все время проводящие перед телевизором, не умеют общаться. Они не чувствуют дистанцию, бесцеремонно, не могут спокойно смотреть в глаза собеседнику, задают вопросы и не дожидаются ответов. У ребенка тормозится развитие собственной фантазии, не развиваются чувства и эмоции, Портится зрение, осанка; Если ребенок ест перед телевизором, нарушается работа желудочно-кишечного тракта. Профилактика телевизионной зависимости: Предложите ребенку альтернативу телевизору: игры со сверстниками, познавательные путешествия, прогулки, чтение книг, рисование и др.Больше общайтесь с вашим ребенком, обсуждайте свои и его чувства. Дайте выход чувствам ребенка: пусть он побегает, попрыгает, покричит, поплачет.Не пресекайте и по возможности удовлетворяйте любопытство ребенка.Учите ребенка общаться: знакомиться, мириться, договариваться.Повышайте самооценку ребенка.Не делайте телевизор средством поощрения. Задания для родителей 1. Ответьте честно на вопрос: а как часто вы смотрите телевизор сами? Или чаще его включаете по привычке для создания звукового фона? Дети во всем подражают родителям. И следуя вашему примеру, ребенок будет также включать телевизор, чтобы он составлял ему компанию в комнате.2. Не включайте телевизор, если вы занимаетесь каким-либо делом и не видите, что идет на экране. Нельзя оставлять ребенка наедине с ТВ-картинкой. Ведь возможен показ агрессивных и др. кадров, которые нарушат сон и психологическое состояние ребенка.3. Контролируйте время, которое ребенок проводит у телевизора. Задания для родителей 4. Покажите ребенку правильное расстояние, с которого он может смотреть телевизор. Важно, что оно было не менее двух метров. Выполнение этой рекомендации позволит сохранить зрение в нормальном состоянии.5. Минимизировать вредное влияние телевизора вы сможете, заняв ребенка другими занятиями. Занимайтесь с ним спортом, чаще гуляйте, учите иностранные языки, кормите в парке птиц, все, что угодно… Ваша задача – приучить ребенку к здоровому образу жизни, в котором нет места бесцельному просиживанию перед экраном. Задания для родителей 6. Предложите ребенку право выбора - что он хочет посмотреть по телевизору. Однако предварительно составьте перечень того, что будет интересно и полезно вашему ребенку. Это позволит вам создать правильный тон при просмотре телевизора.7. Всегда переключайте телеканал, если на нем идет реклама. Замечено, что дети с интересом смотрят рекламные блоки из-за того, что там быстрая смена кадров. Это очень большая нагрузка на глаза и мозг ребенка . Задания для родителей 8. Избавьтесь от традиции включать телевизор в качестве фона во время семейных праздников. Ведь общаться с близкими людьми вы можете и без мерцающего экрана.9. Если в ваше отсутствие ребенок остается с другими членами семьи, попросите их не включать телевизор. Не секрет, что многие бабушки обожают телесериалы и могут смотреть их часами. Это будет пагубным для вашего ребенка.