Презентация по русскому языку на тему: Знакомство с понятием сложные слова.
Сложные слова и их правописаниеАвтор: Кабисова М.Б.,учитель начальных классовМБОУ СОМШ №44 им.В.Кудзоева
Определяем основной вопрос урокаПрочитайте стихотворение.С неба лиловые падают звёзды.Даже желанье придумать непросто.На небосклонах обычных квартирПусть загорится звезда Альтаир.Звездопад, звездопад.«Это к счастью», – друзья говорят…Попробуйте догадаться, как называется эта песня. Объясните, как вы рассуждали.Проверьте себя.
Сколько здесь групп однокоренных слов?Запишите слова группами, выделите корень. Водитель, вода, водопад, упаду, падать, водичка.Определяем основной вопрос урокаСравните свой результат с работами одноклассников. Что вас удивило? водаводичкаводопадупадупадатьводопадводительКакие возникают вопросы?Сравните свои вопросы с авторскими.
Решаем проблему, открываем новые знанияПоработайте в группах. Предложите свои версии. Обоснуйте их.Прочитайте. Определите, что обозначают эти слова. Как вы это определили?Садовод, луноход, волнорез, носорог, пустослов. волнорезволна резатьволнение порез носорог нос рогносовой рогатый
Сравниваем свой вывод с авторскимКак вы думаете, почему эти слова получили такое название?Слова, у которых два корня, называются сложными. Звездопад, луноход.
Решаем проблему, открываем новые знанияПрочитайте. Объясните, что обозначают эти слова. Спишите. Выделите корни.водопаддолгоносикглазомермореходкамнепадпешеходПонаблюдайте, какие буквы соединяют два корня в сложных словах. Подчеркните эти буквы. После каких букв пишется о, а после каких е? Твёрдые или мягкие согласные звуки обозначают эти буквы?
Сравниваем свой вывод с авторскимВ сложных словах есть соединительные буквы гласных, чаще всего это буквы о или е. Буква о пишется после букв твёрдых согласных, е – после букв мягких согласных. Водопад, камнепад.После букв ж и ш пишется е: пешеход.Буквы о и е в сложных словах – это орфограмма.Как вы думаете, почему соединительные буквы получили такое название?
Применяем новые знания, развиваем уменияКак нужно действовать, чтобы правильно выбрать соединительную букву о или е в сложных словах.1.Читаю (произношу) слово.2. Убеждаюсь, что оно сложное: нахожу корни и устно подбираю к каждому однокоренные слова.3.Если слово сложное, смотрю, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Если на твёрдый – надо писать о, если на мягкий или шипящий – е.4. Пишу слово.5. Проверяю написание: выделяю корни, обозначаю орфограмму-букву.
Применяем новые знания, развиваем уменияПользуясь инструкцией, определите, какую букву надо писать на месте пропуска. Спишите. Обозначьте орфограмму.Водолаз, многолетний, путеводитель, носоглотка, древнерусский, мышеловка.
Итог урокаО каких словах вы узнали сегодня?Что такое сложные слова?Выберите правильный ответ:«Все непонятные слова называются сложными».«Все длинные слова – это сложные слова».«Слова, в которых два корня, называются сложными словами».