Презентация Интонация интегрированный урок риторики и музыки
Интегрированный урок музыки и риторики в 3-м классе Тема: ИНТОНАЦИЯ Цель: осознание интонации как основного смысла произведения
ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ КАБАЛЕВСКИЙ талантливейший человек, педагог, музыкант, композитор.
Кто дежурные? Мы дежурные!Бодрая, весёлая, радостная, светлая, задорная. Вопросительные и утвердительные.Вопросительная интонация закончилась неустойчиво, мелодия пошла вверх. Мелодия идёт вниз и повторяется несколько раз на устойчивом звукеВывод: В интонациях песни «Кто дежурные?» слышится выразительность живой речи ребят, с увлечением и гордостью рассказывающих о своих очень важных обязанностях дежурного класса.
ppt_wr
ppt_yppt_yppt_y
ИнтонацияЧто может выражать музыка? Чувства, мысли, настроения, радость, грусть…А что может изображать музыка?Гром, журчание ручейка, движение поезда…
ppt_wr
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
Зима. Она явилась закутанной, белой холодной - Кто ты – спросили дети - Я – время года – зима я принесла с собою снег и скоро набросаю его на землю он все закроет белым пушистым одеялом тогда придет мой брат – дедушка Мороз и заморозит поля луга и реки а если ребята станут шалить то отморозит им руки ноги щеки и носы. - Ой ой ой какая нехорошая зима какой страшный дедушка Мороз – сказали дети - Подождите дети… но зато я подарю Вам катанье с гор коньки и салазки а после придет любимое Рождество с веселой елкой и дедушка Мороз с подарками разве Вы не любите зимы
style.rotationppt_wppt_y
ЗимаОна явилась закутанной, белой, холодной. - Кто ты? – спросили дети. - Я – время года – зима. Я принесла с собою снег и скоро набросаю его на землю. Он все закроет белым пушистым одеялом. Тогда придет мой брат – дедушка Мороз и заморозит поля, луга и реки. А если ребята станут шалить, то отморозит им руки, ноги, щеки и носы. - Ой, ой, ой! Какая нехорошая зима! Какой страшный дедушка Мороз! – сказали дети. - Подождите, дети… Но зато я подарю Вам катанье с гор, коньки и салазки. А после придет любимое Рождество с веселой елкой и дедушка Мороз с подарками. Разве Вы не любите зимы?
Что показывает в музыке чередование сильных и слабых долей?Что определяет скорость музыки – быстро, умеренно, медленно?Темп Что определяет высоту звучания – высокие, средние, низкие звуки?Тембр
ppt_wr
ppt_xppt_y
ppt_wr
ppt_xppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
Показывает силу звука – тихое или громкое.Это правильное и красивое сочетание звуков.Мелодия Выражает чувства, внутреннее, душевное состояние. ВыразительностьДинамика
ppt_wr
ppt_yppt_yppt_y
ppt_wr
ppt_yppt_yppt_y
ppt_wr
ppt_yppt_yppt_y
Г. Бойко «На санках».Я лечу, лечу, лечу –накататься я хочу.И всё вниз, вниз, вниз,только слышен снега свист. А внизу – через сугроб:Стоп!Я веду, веду, ведусаночки на поводу.Сверху санки быстро мчат,а на горку не хотят.
style.rotationppt_wppt_y
Джанни Родари - ТараторкаВот тараторка для ребят:Когда молчат, не говорят.Когда стоят на том же месте,Не совершают путешествий.Что далеко, не очень близко.Что высоко, не слишком низко.Нельзя приехать, не уехав,И грызть орех, коль нет орехов.Никто сидеть не может стоя,Лить из порожнего в пустое.Нельзя писать на белом меломИ называть безделье делом Тараторит – значит, быстро говорит.
style.rotation
СкороговоркаЛевой, правой! Левой, правой! На парад Идёт отряд. На парад Идёт отряд. Барабанщик Очень рад: Барабанит, Барабанит Полтора часа Подряд! Левой, правой! Левой, правой! Барабан Уже дырявый!
style.rotation
style.rotation
ppt_xppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич русский советский композитор, пианист и дирижер, народный артист России
ppt_wr
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
Какой вам показалась Лида?Чтобы передать её болтливость, композитор использовал быстрый темп, – ей везде хочется успеть. И болтает , и болтает – никто и ничто остановить её не может.Вывод: Лида всячески старается показаться рассудительной, но стремительная скороговорка выдаёт нам её неудержимую болтливость.
ppt_xppt_y
{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}Физминутка на движение «ЗАРЯДКА
Тон в разговорной речи и в музыке«Каким тоном ты со мной говоришь?» «Никогда не говори таким тоном!» «Что это за тон?» «Меня тронул твой тон»«Ты нашла верный тон». С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»
ppt_yppt_yppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
Вывод: Действительно, тон, каким мы часто говорим, нередко бывает важнее самих слов. Так мы произносим с усмешкой слово «умница» и человек сразу понимает, что мы его совсем не хвалим.Тон в разговорной речи и в музыке «То же слово, да не так бы молвить»?. Д.Б. Кабалевский «Три подружки». «Резвушка» , «прыгают», «скачут», постоянно меняется направление движения мелодии.«Плакса» Медленные, плавные, тихие, напоминающие вздох. «Злюка». – Крикливые, резкие, угловатые, грубые
ppt_yppt_yppt_y
style.rotation
«Резвушка» , «прыгают», «скачут», постоянно меняется направление движения мелодии.«Плакса» Медленные, плавные, тихие, напоминающие вздох. «Злюка». – Крикливые, резкие, угловатые, грубые
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
Вывод: Да, эти пьесы исполняли различные группы инструментов симфонического оркестра и мы услышали, как благодаря различной окраске голосов, т.е. различным тембрам, менялся характер каждой подружки, и обогатилась выразительность интонации. Следовательно, тембр, как выразительная краска в музыке влияет на яркость интонации
РадугаЕ. БлагининаДождик, дождик, не дожди, Не дожди ты, подожди! Выйди, выйди, солнышко, Золотое донышко!Я на радугу-дугу Полюбуюсь побегу - Семицветную-цветную На лугу подстерегу.Я на красную дугу Наглядеться не могу, За оранжевой, за жёлтой Вижу новую дугу.Эта новая дуга Зеленее, чем луга. А за нею голубая, Точно мамина серьга.Я на синюю дугу Насмотреться не могу, А за этой фиолетовой Возьму да побегу...Солнце село за стога, Где ты, радуга-дуга?
«Сашина каша» С. Михалкова.Живет на свете Саша. Во рту у Саши каша - Не рисовая каша, Не гречневая каша, Не манка, Не овсянка На сладком молоке.С утра во рту у Саши Слова простые наши - Слова простые наши На русском языке.Но то, что можно внятно Сказать для всех понятно, Красиво, чисто, ясно, - Как люди говорят, - Наш Саша так корежит, Что сам понять не может: Произнесет словечко - И сам тому не рад!Он скажет: «До свидания!» А слышится: «До здания!» Он спросит: «Где галоши?» А слышно: «Это лошадь?»
Когда он вслух читает, Поймешь едва-едва: И буквы он глотает, И целые слова.Он так спешит с налета Прочесть, спросить, сказать, Как будто тонет кто-то, А он бежит спасать…Он может, но не хочет За речью последить. Нам нужен переводчик Его переводить.
Подводя итог нашему уроку, давайте скажем, какая должна быть речь человека?ЧЁТКАЯЯСНАЯПОНЯТНАЯЕсли твоя речь последовательна, фразы правильно построены, – тебя легко поймут.Если твоя речь последовательна, фразы правильно построены, – тебя легко поймут.Если твоя речь не слишком громкая и не слишком тихая – тебя легко поймут.Если твоя речь эмоциональна, но не слишком, – тебя легко поймут.Если твоя речь не слишком быстрая и не слишком медленная, – тебя легко поймут.
ppt_wr
ppt_wr
ppt_wr
style.rotation
Интонация – основа музыки. От яркости интонации зависит яркость музыки. Не из всякого сочетания звуков получается мелодия, как не из всякого сочетания слов получается фраза.Мелодия – это интонационно осмысленное музыкальное построение. Красивая, выразительная речь человека словно стремится приблизиться к музыке, а музыка, в свою очередь, во многом стремится приблизиться к разговорной речи, чтобы быть понятной людям и без слов.
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
Задание на дом1 ряд – выучить все новогодние песни2 ряд – сделать новогоднюю открытку3 ряд – с интернета найти поздравительные слова
ppt_wr
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
ppt_wr