Федеральный государственный образовательный стандарт для образовательных учреждений(основные варианты работы с детьми с ОВЗ)
ФГОС для коррекционных Образовательных учрежденийВыполнилаРезанова С.Е.
IСпециальные коррекционные учреждения I-VIII вида
В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие. В школах II вида учатся глухонемые дети. Школы III-IV вида предназначены для слепых и слабовидящих детей. Школы V вида принимают в свои стены учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей. Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент – дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами.
Школы VII вида для детей с СДВГ и ЗПР. Школы VII вида занимаются коррекция дислексии у детей. Алексия – это отсутствие речи и полная неспособность к усвоению речи, а дислексия – это частичное специфическое расстройство овладения чтением, обусловленное нарушением высших психических функций. И, наконец, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений – научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получаю лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки.
Смысл разработки ФГОС для детей с ОВЗФункции СФГОСобеспечить на всей территории РФ сопоставимое качество образования детей с ОВЗ;обеспечить детям с ОВЗ равную с другими сверстниками возможность беспрепятственно переходить из одного типа образовательного учреждения в другое;создать условия и стимулировать модернизацию специального образования в его структурно-функциональном, содержательном и технологическом аспектах.Гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, в не зависимости от:степени тяжести нарушения психического развития,способности к освоению цензового уровня образования,вида учебного заведения,региона проживания.
Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что представляется разумным для образования любого ребенка, и совершенно необходимым для ребенка с ОВЗ. В названии каждой содержательной области образования должны быть отражены обе, неотъемлемые и взаимодополняющие, стороны образовательного процесса:Знания о языке – речевая практика и речевое творчество; Знание математики – практика применения математических знаний и математическое творчество; Естествознание – практическое взаимодействие с окружающим миром;Знания о человеке – практика осмысления происходящего с самим ребенком и другими людьми, личного взаимодействия с окружением;Знания в области искусств – практика художественного ремесла и художественного творчества; Обществознание – практика жизни в социуме
ФГОС для школII видаФедеральный образовательный стандарт начального образования для обучающихся слабослышащих и позднооглохших школьников разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребёнка, Конвенции ООН о правах инвалидов, и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы Организацией.
Стандарт отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня начального школьного образования обучающихся слабослышащих и позднооглохших школьников, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей Организаций, специалистов системы образования, семей, имеющих детей с нарушением слуха. Стандарт учитывает принципы и подходы, используемые в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (второго поколения), и является его неотъемлемой частью. При этом он имеет структурное и смысловое соответствие основным положением концепции Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Классификация детей с нарушением слуха
Степень тугоухостиСредняя потеря слуха в дБ (500-4000 Гц)Условия разборчивого восприятия речиI степеньНе превышает 50 дБРечь разговорной громкости - на расстоянии не менее , шепот – у ушной раковины и далееII степеньОт 50 до 70 дБРечь разговорной громкости - на расстоянии 0,5-, шепот – нетIII степеньБолее 70 дБРечь разговорной громкости - ушная раковина – , шепот – нет По классификации Л.В.Неймана дети с нарушением слуха делятся в зависимости от средней величины потери слуха на две подкатегории: слабослышащие и глухие. Каждая подкатегория также неоднородна. Различают три степени тугоухости, основаниями служат средняя потеря слуха в диапазоне (500-4000 Гц) и условия разборчивого восприятия речи.
В России условной границей между тугоухостью и глухотой принято считать 85 дБ (как среднее арифметическое значение показателей на трех речевых частотах: 500, 1000 и 2000 Гц). Глухие дети имеют среднюю потерю слуха более 85 дБ. В зависимости от объема воспринимаемых частот они также делятся, по классификации Л.В.Неймана, на группы: 1 группа (дети воспринимают тоны аудиометра в диапазоне 125-250 Гц,); 2 группа (дети воспринимают тоны аудиометра в диапазоне 125-500 Гц); 3 группа дети воспринимают тоны аудиометра в диапазоне 125-1000 Гц; 4 группа (дети воспринимают тоны аудиометра в диапазоне 125-2000 Гц и выше).
Именно вследствие неоднородности состава группы слабослышащих и позднооглохших детей диапазон различий в требуемом им уровне и содержании образования тоже должен быть максимально широким – от основного общего и среднего общего образования, сопоставимого по уровню и срокам овладения с образованием нормально развивающихся сверстников, до возможности обучения на протяжении всего школьного возраста основным жизненным навыкам.Решение проблем обучения детей с нарушением слуха требует научно-методической разработки, нормативно-правового обеспечения новой формы получения образования слабослышащими и позднооглохшими детьми, включая и создание стандарта образования. В этих условиях важно сохранить каждому слабослышащему и позднооглохшему ребёнку гарантированную государством коррекционную помощь в полном объёме и обеспечить социальную и образовательную интеграцию в среду нормально слышащих детей.
Необходимость создания ФГОС для слабослышащих и позднооглохших детей определяется особенностями психофизического развития этой категории детей и обостряется ситуацией, сложившейся в настоящее время в специальном образовании в России.
Стандарт дает возможность школьникам овладевать материалом на разных уровнях. Ученик в обязательном порядке должен достичь минимального уровня общеобразовательной подготовки, социальной компетенции, заложенный в варианте стандарта. Вместе с тем он может двигаться дальше в овладении содержанием всех или отдельных образовательных областей. Способствуя развитию индивидуального подхода, стандарты вносят вклад в становление личности школьника. Стандарт - средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития.
Среди принципов, лежащих в основе разработки стандарта, особо значимы следующие:создания благоприятной социальной ситуации развития и обучения каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, особыми образовательными потребностями;взаимодействия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с их нормально развивающимися сверстниками;приобщения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;потребности и возможности заинтересованных сторон процесса специального обучения;
стабильность специального стандарта в течение определённого времени и возможность его совершенствования при изменении условий его реализации на практике. Будучи стабильным в течение определенного диапазона времени, он в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образовании по их удовлетворению;наличие специальной системы оценки основных результатов освоения образовательных программ для определения уровня образованности детей, завершающих очередной этап школьного обучения;единая структура стандарта образования для всех вариантов.
Вариант стандартаСлабослышащий, позднооглохший и кохлеарно имплантированный школьник получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников со сходными ограничениями здоровья и сходными или не противоречащими образовательными потребностями.Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей, использование адаптированной образовательной Программы.
Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями ограничений здоровья и особыми образовательными потребностями слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных обучающихся и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребёнку.Второй вариант ФГОС отличается от первого (инклюзии) также усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в реальных условиях. В связи с неизбежной вынужденной упрощённостью специальной среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к ребёнку, но ограничивающей его контакты и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по планомерному введению ребёнка в более сложную социальную среду. Ее смыслом является поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов слабослышащего или позднооглохшего ребёнка с нормально развивающимися сверстниками.
ФГОС для школIII вида
Классификация детей с нарушением зрения
По установленной классификации к слепым относятся лица, острота зрения которых находится в пределах от 0% до 0,04%. Таким образом, контингент слепых включает людей, полностью лишенных зрения (тотальные слепые) и обладающих остаточным зрением (с остротой зрения от светоощущения до 0,04%).Тотально слепые дети безусловно будут использовать в получении учебной информации осязание и слух. Слепые дети с остаточным зрением, также основную учебную информацию будут получать через осязание и слух, так при наличии такого глубокого поражения использование зрения в течение длительного времени отрицательно влияет на его дальнейшее развитие. Однако в процессе обучения и воспитания остаточное зрение не игнорируется, так как оно дает детям дополнительную информацию об окружающем. Дети с остротой зрения от 0,05% до 0,2% входят в категорию слабовидящих, и уже могут работать с помощью зрения при соблюдении определенных гигиенических требований.
Функции фгос для слепых Создание Федерального государственного образовательного стандарта начального образования (ФГОС) для слепых обучающихся диктуется, с одной стороны, неоднородностью данной группы детей и наличием у них наряду с общеобразовательными особых образовательных потребностей, с другой - необходимостью определения в контексте изменений, произошедших в отечественной образовательной системе, научно обоснованных подходов к содержанию и организации образовательного процесса, выработке наиболее оптимальных условий для развития, обучения, воспитания и социальной адаптации в современном социуме слепых школьников.
Создание Федерального государственного образовательного стандарта начального образования для слепых основывается:- на современных тенденциях в области общего и специального образования;- на современных достижениях отечественной теории и практики образования и социализации слепых младших школьников;- на результатах многолетних научно-прикладных исследований в области тифлопедагогики и тифлопсихологии;- на современных представлениях о возможностях и особых образовательных потребностях слепых младших школьников, об условиях и факторах оптимальной их реализации в образовательном процессе;- на позитивном опыте практического внедрения новых подходов к образованию и социализации слепых обучающихся.
Разработанный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования для обучающихся слепых школьников обеспечивает: максимальное расширение охвата слепых детей младшего школьного возраста образованием, отвечающим их возможностям и потребностям (как общеобразовательным, так и особым образовательным); Конституционное право на получение слепыми начального школьного образования вне зависимости от тяжести нарушения развития, возможностей освоения цензового уровня образования, вида образовательного учреждения; удовлетворение общеобразовательных и особых образовательных потребностей обучающихся слепых школьников, создание оптимальных условий для реализации реабилитационного потенциала учащихся, повышение уровня компенсации нарушений развития;
возможность выбора варианта образования, адекватного возможностям обучающегося, отвечающего желанию семьи и рекомендациям специалистов, предоставление семье всей полноты информации о диапазоне возможных достижений слепого ребенка; сопоставимое качество обучения слепого школьника на всей территории Российской Федерации; преемственность между различными уровнями образования слепых обучающихся: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в условиях перехода к непрерывной системе образования слепых; механизм регуляции образовательной интеграции /инклюзии слепых обучающихся; создание условий и стимулирование инновационного развития отечественной образовательной системы обучения слепых, совершенствование механизмов взаимодействия систем и специалистов в области общего и специального образования
Вариант А стандарта- цензовый уровень (инклюзивного) образованияВариант А, включая (также как и все последующие варианты стандарта) «академический» компонент и компонент «жизненная компетенция», предоставляет слепому возможность получить цензовое образование.В рамках данного варианта обучающийся слепой школьник получает образование, сопоставимое по уровню его «академического» компонента с образованием, предусмотренным действующим ФГОС, причем в те же календарные сроки. Однако поскольку слепые дети нуждаются в удовлетворении имеющихся у них не только общих, но и особых образовательных потребностей, обязательным условием овладения ими «академическим» компонентом стандарта выступает:
создание адекватной особенностям психофизического развития слепых образовательной среды; оказание слепым постоянной тифлопедагогической (оказываемой дефектологом-тифлопедагогом) поддержки, позволяющей минимизировать негативное влияние слепоты на учебно-познавательную деятельность и обеспечить профилактику возникновения у обучающихся вторичных отклонений в развитии.В рамках данного варианта стандарта основная образовательная Программа дополняется Программой коррекционной работы, направленной на развитие «жизненной компетенции» обучающегося слепого и поддержку в освоении основной образовательной Программы. Программа является неотъемлемой частью основной образовательной Программы, осваиваемой обучающимися слепыми школьниками. Требования к структуре, условиям и результатам освоения индивидуальной коррекционной работы на начальной ступени образования задаются Стандартом образования обучающихся слепых школьников.
Устанавливаются следующие образовательные направления коррекционной работы, образующие структуру Программы коррекционной работы в варианте А:1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения, специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.3. Овладение навыками коммуникации.4. Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации.5. Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующей возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Коррекционную помощь слепым школьникам, кроме учителя-дефектолога (тифлопедагога), оказывают логопед и специальный психолог. Указанные специалисты могут работать в образовательной организации или привлекаться из других организаций (ПМС-центры, ПМПК и др.). Однако в качестве обязательного условия работы с обучающимися слепыми школьниками выступает наличие у каждого специалиста документа о повышении квалификации в области тифлопедагогики.Итоговые достижения обучающихся слепых школьников по первому варианту стандарта определяются получением цензового образования, т.е. соответствующего уровню начального общего образования.Этот вариант образования может быть рекомендован слепым, которые достигли уровня общего развития, полностью соответствующего требованиям, предъявляемым к уровню развития ребенка, поступающего в школу, и у которых уже произошла компенсация функций, необходимых для систематического обучения.
Письмо по брайлю
Фгос для школ VIII видаСпециальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья должны рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ).
Классификация детей с интеллектуальной недостаточностью
Легкая умственная отсталость Дети с легкой умственной отсталостью приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, но в повседневной практике умеют поддерживать беседу, используя несложные предложения. Обладают независимостью в уходе за собой. Основные затруднения проявляются в сфере школьномобучении, особенно в овладении чтением, письмом, элементарной математикой. Отмечается заметная эмоциональная, личностная, социальная незрелость, нарушения адаптивного поведения в виде расторможенности, дурашливости. Более заметны успехи в области практической деятельности, включая малоквалифицированный ручной труд.
Умеренная умственная отсталостьЗаметно ослаблено речевое развитие, нарушено понимание обращенной речи, моторная недостаточность очевидна, хотя дети способны ходить без посторонней помощи. Для этих детей характерна эмоциональная незрелость, недостаточная недифференцированость и нестабильность чувств. Темп психического развития замедлен. Навыки самообслуживания есть, но дискоординированность и нецеленаправленность, резко снижают эффективность их использования. При осуществлении надлежащего надзора такие дети оказываются способными к выполнению несложных работ. Обнаруживают элементарные навыки коммуникации. Независимое проживание достигается редко.
Тяжелая умственная отсталостьДля лиц с тяжелой умственной отсталостью характерны выраженные моторные нарушения. Речь и мышление практически несформированы, что выражается в непонимании причинно-следственных зависимостей; коммуникативные контакты с ними установить практически невозможно. Нуждаются в постоянной опеке. Глубокая умственная отсталостьОбычно резкое ограничение в подвижности. Лица с глубокой умственной отсталостью не способны заботиться о себе, в частности контролировать физиологические отправления. Сопровождается внешними проявлениями многочисленных физических дефектов (заячья губа, неправильный рост зубов, диспластичное телосложение и т.п.).
Для гарантированного получения школьного образования умственно отсталыми детьми разработаны два варианта Стандарта (С и Д), каждый из которых соответствует их общим и особым образовательным потребностям, диапазону возможных различий в уровне развития умственно отсталых обучающихся.Стандарт образования обучающихся с ОВЗ предусматривает механизмы гибкой смены образовательного маршрута, Программ и условий получения образования.
вариант стандарта – СОбучающийся с умственной отсталостью получает образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам. Образование в варианте С несопоставимо по конечному результату с образованием здоровых сверстников. Этот вариант Стандарта предназначен для детей с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10).Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Под специальными условиями получения образования для умственно отсталых детей понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:использование адаптированных образовательных программ, специальные методы обучения и воспитания, специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы, специальную пространственно-временную организацию процесса получения образования,наличие специалистов, имеющих необходимую квалификацию, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,организацию профессионально-трудового обучения,обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и некоторые другие условия.
Ребёнок находится в среде сверстников с ограниченными возможностями здоровья. Рабочее место каждого обучающегося организуется в соответствии со специфическими потребностями данной категории детей и особенностями развития конкретного ребёнка. В связи со значительной вынужденной упрощённостью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к ребёнку и ограничивающей его жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную социальную среду. Смыслом этой работы является планомерное подготовленное и дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов ребёнка в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов таких детей с их нормально развивающимися сверстниками.
вариант Стандарта – ДУмственно отсталый ребенок, обучающийся по варианту Д, получает образование, итоговые достижения которого определяется его индивидуальными возможностями. При значительном ограничении и утилитарности содержания «академического» компонента образования требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции. В этом варианте Стандарта обязательной и единственно возможной является индивидуальная специальная образовательная программа.Обучение по варианту Стандарта Д предполагает, что умственно отсталый ребенок находится в среде сверстников с различными ограничениями здоровья, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Среда и учебное место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребёнка.
Обязательной является специальная организация всей жизни обучающегося для реализации его особых образовательных потребностей в условиях образовательной организации и дома. Требуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, её смыслом является индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах. Вариант стандарта Д, как и С, предусматривает не только адаптацию ребёнка к условиям домашней жизни, но и доступное ему социальное развитие.
Спасибо за внимание