Методическая разработка Обучение школьников навыкам проектно-исследовательской деятельности


ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКАМ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Козицына А.И., учитель английского языка МАОУ «Зональненская СОШ» Перестройка системы образования во всем мире, ориентация на творческого, инициативного, самообучающегося выпускника школы заставляет педагогов искать пути модернизации обучения.Символы нового взгляда на образование:КомпетентностьЭрудицияТворчествоСамостоятельный поиск знанийВывод: есть необходимость обучения учащихся навыкам проектно-исследовательской деятельности с использованием современных информационных технологий. ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ Основано на:ИнициативеАктивности и творчестве мышления и деятельностиСочетает методы классно-урочного обучения и самообразованияСоздает комфортные условия для внутренней свободыСпособствует усвоению знаний, умений и навыковВсе это открывает перед ним большие перспективы. При регулярной работе над проектамиУ школьников формируются знания о технологии реализации всех стадий проекта, что ведет к развитию критического мышления и исследовательских навыков,обучает учащихся современным методам познания,способствует быстрому восприятию новых идейиными словами :Делает процесс обучения более эффективным. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ: подготовительный (постановка основополагающего вопроса, определение цели и задач предстоящей деятельности)организационный (распределение обязанностей)создание проекта представление проекта (урок-презентация, урок-практикум, урок-конференция)оформление результатов I ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ) Мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы и целей. Важно: Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.е. находиться зоне ближайшего развития учащихся. По времени этот этап осуществления проекта самый короткий, но он очень важен для достижения ожидаемых результатов. II ЭТАП. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Определение групп по направлениям деятельности, выделение целей и задач каждой группы, определение роли каждого участника. Планирование работы групп: определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, способы представления результатов деятельности (форма отчёта, вид презентации и т.д.). III ЭТАП. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИССЛЕДОВАНИЕ, СОЗДАНИЕ ПРОЕКТА) Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, которыми пользуются учащиеся, - это разные формы получения информации: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.д. Полученные путем исследования результаты анализируются, формулируются выводы. Создается конечный продукт IV ЭТАП. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ, ОТЧЕТ Завершение работы, анализ проделанного, демонстрация результатов. Формы представления результатов:устный отчёт с демонстрацией материалов на конференции, письменный отчёт в тезисах и докладах, журналистский отчёт – резюме для публикаций в прессе и т.д. Важно: научить учащихся кратко излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, изготавливать наглядность, вырабатывать стройную манеру изложения. На этапе презентации роль учителя значительно возрастает. Он обобщает, резюмирует, даёт оценку. КРИТЕРИИ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ НА КОНФЕРЕНЦИИ: а) личная заинтересованность, представленность позиции автора, актуальность работы для автора; б) видение перспектив работы (личных, социальных и т.п.), анализ применимости и значимости результатов; в) культура деятельности (методологические особенности проектной, исследовательской, творческой деятельности); г) коммуникативная культура (презентация, диалог, деловое общение и др.). д) соблюдение регламента V ЭТАП. ОФОРМЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ, ПРОЕКТНОЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ 1.Тезисы творческой, проектной, исследовательской работы (до 2 стр.). 2. Рецензия консультанта\научного руководителя. 3. Текст основного содержания работы (до 8-10 стр.) 4. Приложения (если необходимо) 5. Наглядное оформление для презентации, выставки и т.п. ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ СПЕЦИФИКЕ ТИПА РАБОТЫ: • Исследовательская работа: Актуальность и проблема исследованияГипотезаЦели, задачи исследованияЭтапы исследования. Используемые источники информации.Исследовательские подходы и методыРезультаты, их значимость • Проектная работа:Основная идея и замысел проектаАктуальностьЭтапы разработки проекта, виды работ на каждом этапеРаспределение ролей и позиций в проектеРесурсыРезультаты осуществления проекта (если таковые уже имеются) Творческая работа:Основная идея данной работыЭтапы работы по реализации творческого замыслаРезультаты работы КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ: При использовании метода проектов проблема не предлагается ученикам в готовом видеВажнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная деятельность учащихся.Проектная деятельность является целевой деятельностью, обязательным условием осуществления которой является достижение логического завершения, получение продукта проектной деятельности.необходима практическая, теоретическая или познавательная значимость предполагаемых результатов ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В определении типа проекта (классификация по доминирующему виду проектной деятельности)ИсследовательскиеТворческиеПрактико-ориентированныеИнформационныеИгровыеПодмена:исследовательский- информационный (реферат)Творческий проект- творческая поделкаПрактико-ориентированный\социальный- акции «Твори добро»