Презентация по теме: «Импульс тела. Закон сохранения импульса». Урок решения задач.(10 класс)
Преподаватель физики Беленко Ж.В.Белгородский правоохранительный колледжг.Белгород Нет радостей выше тех,которые нам доставляет...изучение истин. Бэкон Френсис,английский философ(1561 – 1626) Организационный момент.Всесторонняя проверка знаний.Самостоятельное выполнение контрольного задания.Решение задач.Самоконтроль. Домашнее задание.Подведение итогов урока. Рефлексия. Ребята, из курса биологии вам известно, что осьминоги вбирают в себя воду и затем резко выбрасывают её, получая при этом импульс, направленный в противоположную сторону. Управляя струёй, осьминог может двигаться в нужном направленииЧто вам это напоминает? Из повседневного жизненного опыта вы знаете, что действие, которое может совершить движущееся тело, зависит от его массы и скорости. Но почему:Если мяч, летящий с большой скоростью, футболист может остановить ногой или головой, то вагон, движущийся по рельсам даже очень медленно, человек не остановит? Теннисный мяч, попадая в человека, вреда не причиняет, однако пуля, которая меньше по массе, но движется с большой скоростью (600—800 м/с), оказывается смертельно опасной? У какого тела импульс больше: у спокойно идущего слона или летящей пули?Каким максимальным импульсом обладали лично вы (относительно Земли)? и н е р я и ц д е ф о р м а я и ц у п с о г у р т и г к у к и л о р г а м м н ь т ю о н у с н е р о к е и т с е ж я и т т р е я и н и с л а н и д а а к и м 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 № Наименование величины(закона) Обозначение Формула Единицы измерения 1 Импульс тела 2 Импульс силы 3 Закон сохранения импульса 4 Второй закон Ньютона 5 Ускорения 6 Третий закон Ньютона № Наименование величины(закона) Обозначение Формула Единицы измерения 1 Импульс тела p p=m∙ v кг∙м/с 2 Импульс силы p p=F∙ t Н∙с 3 Закон сохранения импульса p p1'+p2'=p1+p2. кг∙м/с; Н∙с 4 Второй закон Ньютона F F = m ∙ а Н 5 Ускорения а а = v/ t м/с 6 Третий закон Ньютона F F12 = -F21 Н 2 Изобразите тела (материальные точки, о которых идет речь в задаче);Выберите: систему тел;два (или больше) состояния этой системы-до и после взаимодействия;Запишите выражение для импульса (энергии, заряда и т.д.) системы этих состояний;Уясните, является ли данная система замкнутой (консервативной);Найдите изменение импульса (энергии, заряда системы);Приравняйте его к:Нулю, если система замкнута;Импульсу (работе) внешних сил (или внесенному заряду), если система не замкнута;Найдите неизвестную величину. 1. Задача. Движение материальной точки описывается уравнением:x=5∙8t+4t2. Приняв его массу 2 кг, найти импульс через 2с ичерез 4 с после начала отсчёта времени, а также силу,вызвавшую это изменение импульса. 2. ЗадачаСнаряд массой 100 кг, летящий горизонтально вдольжелезнодорожного пути со скоростью 500 м/с, попадаетв вагон с песком массой 10 т и застревает в нём. Найтискорость вагона после попадания снаряда, если ондвигается со скоростью 36 км/ч навстречу снаряду. 3. Задача.Снаряд массой 50 кг, летящий в горизонтальномнаправлении со скоростью 600 м/с, разрывается на двечасти с массами 30 кг и 20 кг. Большая часть сталадвигаться в прежнем направлении со скоростью 900 м/с.Определить величину и направление скорости меньшейчасти снаряда. На «3»1.Чему равен импульс космического корабля «Союз», движущегося со скоростью 8 км/с? Масса корабля 6,6т.2. Камень, обладающий импульсом 20 кг∙м/с, при ударе о стенку действует на нее с силой 2кН. Определите продолжительность удара.3. С какой скоростью катится тележка массой 500г, если ее импульс равен 5 кг∙м/с?На «4»1.С какой силой действует молоток массой 0,5 кг на гвоздь во время удара, если скорость молотка перед ударом 2м/с? Считайте, что удар длится 0,01с.2.Пуля массой 10г пробила стенку, и при этом скорость пули уменьшилась от 800м/с до300м/с. Найдите, на сколько уменьшился импульс пули.3.Какую скорость относительно ракетницы приобретает ракета массой 600г, если газы массой 15г вылетают из нее со скоростью 800м/с. На «5»1.Два пластилиновых шарика, массы которых 30 и 50г, движутся навстречу друг другу со скоростями 5 и 4 м/с соответственно. В результате неупругого столкновения они слипаются. Определите скорость шариков после столкновения.2.Граната, летящая со скоростью 10м/с, разорвалась на две части массой 0,6кг и 0,4кг. Скорость большего осколка возросла до 25м/с. Найдите скорость меньшего осколка.3. Снаряд массой 20кг, летящий горизонтально со скоростью 500м/с, попадает в платформу с песком массой 10т и застревает в песке. С какой скоростью стала двигаться платформа? Вариант 1.1.Какая из величин: массаили скорость – векторная? а) только масса;б) только скорость;в) масса и скорость.2.Какое выражениеопределяет изменениеимпульс тела?а) m∙ v;б) F/t;в) m∙а.3.В каких единицахизмерения измеряетсяимпульс силы?а) Н;б) Н∙с;в) Дж. Вариант 2.1.Какая из величин: времяили сила – векторная?а) только сила;б) только время;в) время и сила.2. По какой из приведенных нижеформул вычисляется импульссилы?а) F∙ t;б) m/v;в) m∙а.3.Как называется физическаявеличина, равная произведениюмассы тела на вектор егомгновенной скорости?а) импульс силы; б) кинетическая энергия;в) импульс тела. 4.Чему равно изменение импульса тела, если на него в течение 5с действовала сила 15Н?а) 3 кг∙м/с;б) 15 кг∙м/с;в) 75 кг∙м/с.5. Железнодорожный вагон массой m, движущийся со скоростью V, сталкивается с неподвижным вагоном массой m и сцепляется с ним. Каким суммарным импульсом обладают два вагона после столкновения?а) 0;б) m∙ v;в) 2m∙ v. 4. Тележка массой 3 кг, движущаяся со скоростью 4 м/с, сталкивается с неподвижной тележкой той же массы и сцепляется с ней. Чему равен импульс тележек после взаимодействия?а) 6 кг∙м/с;б)12 кг∙м/с;в)24 кг∙м/с.5. Скорость легкового автомобиля в 4 раза больше скорости грузового, а масса грузового в 2 раза больше массы легкового. Сравните значения импульсов легкого р1 и грузового р2 автомобилей.а) р1= р2;б) р1= 2р2;в) р2= 2р1. № 1. Вагон массой 20 т движется со скоростью 2 м/с и сталкивается свагоном массой 30 т, движущимся в том же направлении со скоростью 0,2м/с. После автосцепки вагоны движутся со скоростью: А. 1,2 м/с. Б. 0,1 км/ч. В. 0,1 м/с. Г. 0,9 м/с. № 2. Из лодки массой 150 кг (вместе с грузом и туристом), движущейсяравномерно со скоростью 2 м/с в озере, турист перебросил рюкзакмассой 30 кг со скоростью 6 м/с в направлении движения лодки в другуюлодку. Скорость лодки после броска равна: А. 1 м/с. Б. 1,5 м/с. В. 0,8 м/с. Г. 3,2 м/с. № 3. Мальчик массой 40 кг догоняет тележку массой 20 кг, движущуюся соскоростью 2 м/с, и вскакивает на нее со скоростью 10 м/с, направленнойпод углом 600 к горизонту. Скорость движения тележки с мальчикомравна:А. 4,5 м/с. Б. 9 м/с. В. 0,5 м/с. Г. 4 м/с.