Презентация по физике для 9 класса Импульс тела. Закон сохранения импульса
9класс Презентацию подготовилаДенисова Наталия Викторовнаучитель физикиМБОУ СОШ №1 р.п. БековоПензенской области Импульс тела. Закон сохранения импульса Рене Декарт Понятие импульса было введенов физику французским ученымРене Декартом (1596 - 1650 гг),который назвал эту величину«количеством движения»: « Я принимаю, чтово вселенной…. Есть известноеколичество движения, котороеникогда не увеличивается, неуменьшается, и, таким образом,если одно тело приводит вдвижение другое, то теряетстолько своего движения,сколько его сообщает». Импульсом тела называют векторнуюфизическую величину, равнуюпроизведению массы тела на его скорость p = m · vЕдиница импульса тела в СИ килограмм-метр в секунду (1 кг · м/с) Направление импульса тела совпадает снаправлением его скоростиЛюбое тело, которое движется, обладаетимпульсом Замкнутая система (основные понятия) Предположим, что сталкиваются два шарикадвижущиеся по столу. Любые взаимодействующиетела, в данном случае шарики, образуют системуСилы, с которыми тела системы взаимодействуютмежду собой, называют внутренними силамиВнешними силами называют силы, которыедействуют на тела системы со стороны других телЕсли два или несколько тел взаимодействуют толькомежду собой (т. е не подвергаются воздействиювнешних сил ), то эти тела образуют замкнутую систему Неупругий удар - удар, при которомсоударявшиеся тела слипаются идвижутся вместеУпругий удар - удар, при которомсоударявшиеся тела отскакивают друг отдруга В соответствие с третьим законом Ньютона силы F1 и F2 , с которыми тела взаимодействуют равны по модулю и направлены в противоположные стороны: F 1= - F 2По 2 закону : m 1a 1= - m 2a2 где a1= ( v1 ' - v1 ) / t ; a2= ( v2 ' -v2) / t m1 ( v1 ' - v1 ) / t = - m2 ( v2 ' - v2 ) / t, сократим уравнение на tm1v1 ' – m1v1 = – (m2v2 ' – m2v2), преобразовав это равенство, получим:m1v1+ m2v2 = m1v1 ' + m2v2 'Т.к. m v = р р1 + р2 =р1 ' +р2 ' Вывод закона сохранения импульса m1v1+ m2v2 = m1v1 ' + m2v2 '
Закон сохранения импульса Векторная сумма импульсов тел,составляющих замкнутую систему,не меняется с течением времени прилюбых движениях и взаимодействиях тел этой системы. офтальмотренинг Алгоритм решения задач на применение закона сохранения импульса. 1. Необходимо проверить систему взаимодействующих тел на замкнутость. 2. Изобразить на чертеже векторы импульсов тел системы непосредственно перед и после взаимодействия. 3. Записать закон сохранения импульса в векторной форме. 4. Спроецировать векторные величины на оси х и у (выбираются произвольно, но так, чтобы было удобно проецировать). 5. Решить полученную систему скалярных уравнений относительно неизвестных в общем виде. 6. Проверить размерность и сделать числовой расчёт. Решение задач 1)Тело массы 5 кг развивает скорость 8 м . сНайти импульс тела. Ответ: P=mV P=5кг.*8 м = 40 кг ˑм с с 2) Мальчик, ударяя мяч массой 0,7 кг, сообщает ему скорость 15 м/с. Считая продолжительностьудара равной 0,02 с, определите силу удара.Ответ : F= ma F=m(v-v0)/t v0 =0 F t= mv F = mv = 0,7 кг*15 м = 525 кг*м = 525 Н t 0,02 с с с2 3) Из ружья массой 5 кг вылетает пуля массой 5г со скоростью 600 м/с. Найти скорость отдачи ружья. Дано: V2= ?
m1= 5 г V1= 600 м/с m2= 5 кг Решение : СИ 0,005 кг X m1v1+ m2v2=m1v1 ’+ m2v2 ’ 0=m1 V1 – m2 V2 V2 = m1 V1 = 0,005 кгˑ 600м = 0,6 м m2 5кг с с
m1 V1 = m2 V2
Ответ: 0,6 м с Работа по группам 1 группа: Тело массой 2 кг движется со скоростью 3 м/с. Каков импульстела? А) 3 кг*м/с Б) 6 кг*м/с В) 9 кг*м/с2 группа: Навстречу друг другу летят шарики из пластилина. Модули ихимпульсов равны соответственно 5•10–2 кг•м/с и 3•10–2 кг•м/с.Столкнувшись, шарики слипаются. Импульс слипшихся шариков равена) 8 • 10–2 кг•м/с б) 2 • 10–2 кг•м/с в) 4 • 10–2 кг•м/с3 группа: Тело массой 25 кг в течение 15 сек набирает скорость 54 км/ч.Найдите импульс тела и силу, действующую на тело. А) р=375 кг•м/с ,F=25Н Б) р=25 кг•м/с, F=375Н В) р=1350 кг•м/с, F=90Н 4 группа: Найдите импульс автомобиля массой 3,2т, движущегося соскоростью 90км/ч. А)80000 кг•м/с Б)288 кг•м/с В) 0,036 кг•м/с5 группа: Вагон массой 1000т, двигаясь прямолинейно, уменьшилскорость от 54км/ч до 36км/ч. Чему равно изменение импульса поезда? А)18*106 кг•м/с Б)5*106 кг•м/с В)25*106 кг•м/с Ответы 1 группа: Б) 6 кг*м/с 2 группа: Б) 2 • 10–2 кг•м/с 3 группа: А) р=375 кг•м/с , F=25Н4 группа: А)80000 кг•м/с 5 группа: Б)5*106 кг•м/с Д. З.: § 21 А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник Упр.20(4)