Правовая компетентность педагогических работников (согласно ФЗ №273 от 29.12. 2012 г.)


Правовая компетентность педагогическихработников (согласно ФЗ №273 от 29.12. 2012 г.) НОВАЯ ПРАВОВАЯ СИТУАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИВступление в действие с 01.09. 2013 года Федерального закона от 29.12. 2012 № 273-ФЗ "Об образовании в РФ" ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНА: 15 гл., 111 статей, 187 с. ‒ Глава 1. Общие положения (статьи 1-9) ‒ Глава 2. Система образования (статьи 10-20) ‒ Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность (статьи 21-32) ‒ Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители) (статьи 33-45) ‒ Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность (статьи 46-52) ‒ Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений (статьи 53-62) ‒ Глава 7. Общее образование (статьи 63-67) ‒ Глава 10. Дополнительное образование (статьи 75-76) ‒ Глава 12. Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности (статьи 89-98) Профессиональная компетентностьИнформационная компетентностьКоммуникативная компетентностьПравовая компетентностьзнание законодательных и иных нормативных правовых документовэффективное использование законодательных и иных нормативных правовых документов для решения профессиональных задачкачество действий работника на основе использования законодательных и иных нормативных правовых документов в профессиональной деятельности  ЕДИНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ (утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 г. № 593)Основные составляющие компетентности педагогических работников Ключевые образовательные понятия (согласно статье 2)Образование: Общественное благо, но не услугаСубъекты образования – человек, семья, общество и государствоЭлементы содержания: знания, умения, навыки; ценностные установки; опыт деятельности; компетенции определенных объема и сложностиЦель: удовлетворение интересов и образовательных потребностей + личностное развитие человека Структура системы образования (согласно статье 10) ‒ Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), федеральные государственные требования (ФГТ), образовательные стандарты (ОС), образовательные программы различных видов, уровней и (или) направленности ‒ образовательные организации, педагогические работники, обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся ‒ федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществ-ляющие управление в сфере образования, а также созданные ими консультативные, совещательные и иные органы ‒ организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования ‒ объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования Уровни общего и профессионального образования:ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование;3) основное общее образование; 4) среднее общее образованиеПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ1) среднее профессиональное образование2) высшее образование - бакалавриат;3) высшее образование - специалитет, магистратура;4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификацииДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ1) дополнительное образование детей и взрослых 2) дополнительное профессиональное образование Правовые основы стандартизации образованияТребования ФГОС к:1) структуре основных образовательных программ;2) условиям реализации основных образовательных программ (кадровым, финансовым, материально-техническим и др.);3) результатам освоения основных образовательных программ (статья 11)Структура основной образовательной программы содержит три раздела: целевой, содержательный, организационный.Образовательные программы определяют содержание образования (статья 12) Виды программ: основные, дополнительные, неосновные Самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательной организацией (ст. 12)Реализуются образовательной организациейсамостоятельно (ст. 13) или в виде сетевой формы (ст. 15)Посредством (согласно ст. 13, 16): образовательных технологий (ст. 13) дистанционных образовательных технологий (ст. 16) электронного обучения (ст. 16) Модульный принцип представления содержания (ст. 13)Органы управления не вправе изменять учебный план и календарный учебный график, реализуемые в организацииОбщие требования к реализации образовательных программ Формы получения образования и формы обучения (согласно статье 17)В организациях, осуществляющих образовательную деятельность;Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)Возможно сочетание различных форм получения образования и форм обучения ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВКОМПЛЕКСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ст. 2):Реализация образовательных программ (образовательная деятельность)Осуществление обучения, воспитания обучающихся (педагогическая деятельность)Могут выполнять инновационную и экспериментальную деятельности (статья 20)Имеют право на научную, научно-техническую, творческую, исследовательскую деятельность, участие в международной деятельности, в разработках и во внедрении инноваций (статья 47) Академические права и свободы педагогических работников Свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельностьСвобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитанияВыбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания (в соответствии с образовательной программой и законодательством об образовании, включая локальные нормативные правовые акты) Права педагогических работниковОбращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношенийЗащита профессиональной чести и достоинства, справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников Участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления Бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами организации Доступ к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности в организации Бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами образовательной организации Конфликт интересов педагогического работника (статья 2, п. 33)Противоречие между личной заинтересо-ванностью педагогического работника и инте-ресами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихсяПедагогический работник не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся, если это приводит к конфликту его интересов в образовательной организации Основные права обучающихся (статья 34)Выбор образовательной организации Выбор формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования, по достижении 18 летПредоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья обучающихсяУчастие в формировании содержания своего профессионального образованияВыбор после получения основного общего образования учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня: - факультативных (необязательных для данного уровня образования)- элективных (избираемых в обязательном порядке) любых других учебных предметов, курсов (модулей), преподаваемых в образовательной организации учебных предметов, курсов (модулей), преподаваемых в других образовательных организациях ПРАВА ОБУЧАЮЩИХСЯУчастие в управлении образовательной организацией (в порядке, установленном ее уставом) Обжалование актов образовательной организации (в порядке, установленном законодательством РФ) Ознакомление с документами, регламентирующими осуществление образовательной деятельности в образовательной организации добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, посещать учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программывыполнять требования устава образовательной организации, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах, иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельностизаботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованиюуважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательной организации, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимисябережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельностьОбязанности обучающихся (согласно ст. 43) За неисполнение обязанностей к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, отчисление из образовательной организации.Не применяются к обучающимся: ‒ по образовательным программам дошкольного, начального общего образования ‒ с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости) ‒ во время болезни обучающихся, академического отпуска, каникул и др.Порядок применения взысканий в пп. 7 – 11 статьи 43ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ(согласно ст. 43) ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ(СОГЛАСНО СТАТЬЕ 44)обеспечить получение детьми общего образованиясоблюдать: ‒ правила внутреннего распорядка образовательной организации ‒ правила проживания обучающихся в интернатах ‒ требования локальных нормативных актов, устанавливающих режим занятий обучающихся ‒ порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) ‒ порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения образовательных отношенийуважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. Обучающиеся, родители (законные представители) самостоятельно (через своих представителей) вправе:направлять в органы управления образова-тельной организацией обращения о применении к работникам, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей), дисциплинарных взысканийобращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работникаЗащита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (согласно статье 45) ПРОМЕЖУТОЧНАЯ И ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ(СОГЛАСНО СТАТЬЯМ 58, 59)Промежуточной аттестацией сопровождается: ‒ освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования) ‒ освоение отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программыНе допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программыИтоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (СОГЛАСНО СТАТЬЕ 59)Это итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение государственной итоговой аттестацииГосударственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) и в иных формах