Нравственная культура и профессионально-нравственная деформация личности педагога
Нравственная культура и профессионально-нравственная деформация личности педагогаЭтические нормы поведения участников педагогического процесса в профессионально-конфликтных ситуациях. Основные условия эффективной профессиональной деятельности психолога в конфликтной ситуации.
Нравственная КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА, её компоненты{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Нравственная культура –это качественная характеристика морального развития и моральной зрелости личности, проявляющаяся на трёх уровнях.
Профессиональная деформация Профессиональная деформация личности — изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Профессиональные изменения расцениваются как негативные если ведут к нарушению целостности личности, снижают ее адаптивность и устойчивость, тогда их следует рассматривать как профессиональные деформации.Психологические изменения личности под влиянием специфических условий деятельности.Комплекс изменений личности и возникновения отрицательных черт характера: предвзятость, черствость, бестактность.Результат деятельности в сходных условиях, завершающийся формированием стереотипов, как мышления, так и поведения.
Основные профессиональные деформации педагога: Развитие профессиональных деформаций определяется различными факторами:объективные, связанные с социально-профессиональной средой: социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, учебно-пространственной средой; субъективные, обусловленные личностными особенностями педагога и обучаемых, характером их взаимоотношений;объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионально-образовательного процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.Деформированность личности деятельностью может проявляться на четырех уровнях:
Основные профессиональные деформации педагога:Рассмотрим краткую характеристику деформаций педагогов:Авторитарность педагога; Демонстративность; Дидактичность; Педагогический догматизм; Доминантность; Педагогическая индифферентность ;Консерватизм; Педагогическая агрессия; Ролевой экспансионизм; Социальное лицемерие; Поведенческий трансфер; Информационная пассивность; Обученная беспомощность.Степень выраженности деформации определяется стажем работы, содержанием педагогической деятельности и индивидуально-психологическими особенностями личности педагога.Предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже в мотивах выбора педагогической профессии. Это, как осознаваемые мотивы: социальная значимость, имидж, творческий характер, материальные блага, так и неосознаваемые: стремление к власти, доминированию, самоутверждению.
Способы преодоления профессиональной деформации педагога
Этические нормы поведения участников педагогического процесса в профессионально-конфликтных ситуациях
Этические нормы поведения участников педагогического процесса в профессионально-конфликтных ситуацияхТипичные ошибки при разрешении конфликтов: 1. Попытки разрешить конфликт без выяснения его истинных причин. 2. Преждевременное «замораживание» конфликта. 3. Неверно определены предмет конфликта и оппоненты. 4. Запаздывание с принятием мер. 5. Некомплексность, односторонность мер ¾ силовых или дипломатических. 6. Неудачный выбор посредника. 7. Попытки посредника разыграть свою собственную «карту». 8. Пассивность оппонентов. 9. Отсутствие работы с эмоциями и напряженностью. 10. Отсутствие работы со стереотипами. 11. Генерализация конфликта (не было мер по его ограничению, локализации). 12. Ошибки в договоре.
Пример процедуры разрешения конфликтной ситуации
Спасибо за внимание! Подготовила студентка заочного отделения Кузнецова А.Г.