Презентация открытого урока по классу фортепиано Подготовка ученика-пианиста к правильному исполнению гамм
Презентация открытого урока по специальности «Фортепиано» «Подготовка ученика-пианиста к правильному исполнению гамм» Участники Преподаватель по классу фортепианоКозина Татьяна Юрьевна Участники Ученица второго класса Егорова Мария Тема урока: Подготовка ученика-пианиста кправильному исполнению гамм Цель и задачи Цель: Добиться плавного непрерывного исполнения гамм и гаммаобразных пассажей без толчков, ровно по звучанию и временным соотношениям.Задачи урока:Развивающие.Развить двигательно-осязательные ощущения пальцев рукОбучающие.Научиться технически верно исполнять упражнения на освоение и закрепление новых знаний, умений, навыков по образцу, а также уметь применять их в сходных ситуациях.Воспитательные.Воспитать чувство самоконтроля, усидчивости и самоорганизации. Форма, тип урока Форма учебного занятия – урокФорма организации работы – индивидуальнаяТип урока – комбинированное занятие. Структура учебного занятия Продолжительность занятия – 45 минутВводная, организационная часть – 5 минутПриветствие. Сообщение темы и плана занятия. Основная часть – 30 минутПроверка имеющихся у ребенка знаний и умений и их готовность к изучению нового материала.Ознакомление с новыми знаниями и умениями. Исполнение упражнений на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуацияхЗаключительная часть – 10 минутПодведение итогов занятия. Оценка и самооценка результатов. Домашнее задание. Ход урока - Основная причина толчков, неровности гамм – малая подвижность и напряженность первого пальца. Поэтому чтобы обеспечить ровное и беглое исполнение, необходимо использовать его природную ловкость и легкость и подкладывать его незаметно, готовя заранее, не меняя уровня кисти. Ход урока Предложить ребенку исполнить гамму до-мажор на две октавы в противоположном движении. Коментарий С целью выравнивания промежутков между звуками полезно учить гаммы в медленном темпе половинными нотами. Считая вслух на две четверти. Можно также быстро и четко проговаривать названия нот – такой «приказ» заставляет пальцы работать подвижнее и четче. Ход урока Предложить ребенку исполнить различные упражнения двумя руками Ход урока 1. Упражнение на подкладывание первого пальца. Расходящиеся движения на октаву и обратно. Играть всю гамму двумя пальцами:1-2, 1-3,1-4,1-5 (левая рука от «до» 1 вниз). Выполнить это упражнение в разных тональностях, добиваясь плавности. В тональности, имеющих диезы и бемоли, избегать толчков на черной клавише и не поднимать кисть. Держаться ближе к черным клавишам, почти между ними, чтобы при переходах с белых клавиш на черные и обратно не пришлось двигать руку от себя к себе. Обсудить с ученицей трудности исполнения, обращая внимание на то, как сделать исполнение более удобным и правильным. Попросить увеличить темп. Если качество исполнения ухудшается, вернуться к первоначальному темпу. Пример Пример Ход урока 2. Гаммовые отрезки.Правая рука играет по позициям гаммы до конца клавиатуры и обратно, левая – вниз от до ♪♪♪ ’ / ♪♪♪♪’ Легато играется на одном движении, «выдохе» из руки. Переносы выполняются всей рукой по дуге без взмахов кисти. Полезно учить разными приемами и в разных темпах. Упражнение подготавливает усвоение аппликатуры гаммы и вырабатывает плавное исполнение легато на одной позиции руки. Предложить ученице самой проанализировать результат. Пример Пример Ход урока 3. Упражнение с задержанным звуком (со «станком»). Данное упражнение развивает независимость, силу пальцев, укрепляя их ладонные сгибатели.Опираясь на задержанный звук, свободно открываются и «захлопываются» пальцы, берущие восьмушки Пример Ход урока 4. Последования второго-пятого пальцев со «станком» на первом.Положение ладони – глубоко в клавиатуре. Кисть слегка поворачивается к пятому пальцу Пример Ход урока 5. Постепенное увеличение гаммаобразной линии в прямом и обратном движении. Упражнение играется непрерывным движением с «выходом» на опорном звуке. Пример Коментарии Во всех этих упражнениях нужно стремиться к ровному по звучанию и экономному по движению исполнению. Разучивание должно происходить с постепенным увеличением темпа. Чем больше темп, тем мельче движения, тем ближе друг к другу кончики пальцев (при сохранении ширины ладони). Но, нельзя во всех случаях требовать строго определенного положения рук или движения, пусть даже и рационального. Нельзя сковывать инициативу учащегося и во что бы то ни стало навязывать свое решение. Ученик должен находить и свои приемы исполнения. Коментарии Показывать приемы нужно в живой и увлекательной форме и так, чтобы ученик сам убедился в их правильности и удобстве на собственных ощущениях. Ученице предлагается исполнить ранее разученный Этюд К.Черни, соч.829 до мажор, используя вновь приобретенные знания. Обязательно сделать оценку исполнения, заострив внимание не только на ошибках, но и на пассажах исполненных успешно, даже если результат будет незначительным. Планируемый результат - спокойное подкладывание первого пальца при смене позиции кисти - ровное пиано внутри позиции Методы, технологии обучения - словесный (устное изложение материала)- наглядный (показ, исполнение педагогом)- практический (исполнение тренировочных упражнений) Техническое оснащение занятия Занятие проходит в классе размером 12.6 кв.м. Имеются два инструмента – фортепиано, стулья, нотная литература, наглядный и раздаточный материал, канцелярские принадлежности. Список литературы А.Шмидт-Шкаловская. О воспитании пианистических навыков. Классика 21 века.- Москва, 2003, с.58-65Г.А.Праслова. Музыкальное образование как фактор развития человека., С-Пб., 2004.Учебно-методическое пособие «Альбом ученика-пианиста», 2-3 класс, Ростов-на-Дону, 2011Н.Ширинская. Гаммы и арпеджио. Москва, 1990.К.Черни. Избранные фортепианные этюды. Ч.1,2. Москва., 1995.А.Должанский. Краткий музыкальный словарь. Издательство «Музыка». Ленинград, 1964. Спасибо завнимание