Презентация по литературе на тему: Жилин и Костылин: разные судьбы (Л.Н.Толстой Кавказский пленник), (Подготовка к сочинению, 5 класс)


ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ НА ТЕМУ: «Жилин и Костылин: разные судьбы» (по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»)
Цели урока: обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;развивать навыки сопоставительной характеристики героев;продолжить работу над развитием речи учащихся;воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.


Жилин и Костылин:разные судьбы«Человек сам отвечает за свою судьбу». Л.Н.Толстой

Знакомство Жилина с Костылиным1)Как познакомились Жилин и Костылин?2)Найдите в тексте описание внешностигероев.3)Почему они решили ехать вместе впереди обоза?



Как ведут себя Жилин и Костылинво время нападения татар? Жилин пытается уйтиот погони надеется напомощь товарища «Не дамся же живой!» до последнего сражается с татарамиКостылин не думает помогать Жилину даже не пытается отпугнуть татар трусливо сбегает






Жизнь в плену1. Как жили в плену Жилин и Костылин? Чем отличалась их жизнь в течение месяца плена в стане врага?2. Как относятся татары в первые дни плена к Жилину и Костылину и почему?3. Правы ли горцы, называя Жилина «джигит» и Костылина «смирный»? Объясните причину такой разницы.4. Чем в этот период интересна жизнь Жилина и жизнь Костылина?


Сравнительная характеристика героев ЖИЛИНМесто жительства героевгорный татарский аул, сарайгорный татарский аул, сарайЧем питались пленные?лепешка из просяной муки или тесто сырое да вода;молоко, сырные лепешки,кусок баранинытолько лепешка, либо тестосырое и водаЧем занимались офицеры?писем не писал, все высматривал,выпытывал, как ему устроить побег; рукодельничал: лепил кукол; плел корзинки из прутьев; мастерил игрушечную карусель на диво всему аулу; чинил оружие, часы; учился понимать татарский языкписал еще раз домой,скучал, ждал, когдапришлют денег, считал дни, спалКОСТЫЛИН

Жилин, в отличие от Костылина, деятельный человек. В трудной ситуации не теряет силы духа. Все старания прилагает к тому, чтобы выбраться из аула, совершить побег. Все его поступки и дела подчинены одной цели – освобождению.Костылин же пассивен, ленив, бездеятелен, не умеет приспособиться к ситуации. Первый побегКОСТЫЛИНПостоянно жалуется на боль, усталость, не может идти дальше.Выдает себя и Жилина (громко вскрикивает от боли) ЖИЛИН Знает дорогу, ведет за собой товарища. Помогает Костылину «Бросать товарища не годится»



Второй побег - результат жизнестойкости и жизнелюбия ЖилинаКОСТЫЛИНотказывается от побегане может превозмочь свою больПрекращает бороться: «Уже мне, видно, отсюда не выйти»ЖИЛИН постоянно думает о вольном житье уговаривает Дину помочь ему шел всю ночь в колодке, выбился из сил, но отдохнуть себе не позволил не стал дожидаться помощи, когда его заметили татары, сам побежал навстречу казакам





Из проделанной работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятным, что Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге.В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих качеств. План сочинения:1. ВСТУПЛЕНИЕ. Почему так по-разному сложились судьбы героев?2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. -Разница в характерах в сцене нападения татар.-«Джигит» Жилин и «смирный» Костылин в сцене выкупа.-Активная жизнь Жилина и пассивная Костылина в плену.-Физическая и духовная слабость Костылина и забота о товарище, стойкость Жилина во время первого побега.-Побег Жилина - результат жизнестойкости и жизнелюбия героя.3. ВЫВОД. Человек (по Л.Н. Толстому) сам отвечает за свою судьбу.



РЕФЛЕКСИЯ


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕНаписать сочинение на тему: «Жилин и Костылин: разные судьбы»