Доклад по теме Воспитательный потенциал урока как фактор формирования нравственных качеств личности обучающихся
Воспитательный потенциал урока как фактор формированиянравственных качеств личности обучающихся Все яснее вижу, что ключ ко всему – в воспитании.Там развязка всего. Это самый длинный, но верный путь.Л.Н.Толстой. Лев Николаевич Толстой 1829 — 1910 Чехов Антон Павлович(1860 — 1904) Тема. (О чем текст?) А.П. Чехов, известный русский писатель, пишет о лени – одном из самых тяжелых человеческих пороков. Проблема. (Главная мысль текста; то ради чего написан текст.) Что же такое лень и что будет с человеком, если он не сопротивляется ей? Вот проблема, которая находится в центре внимания автора. Комментирование проблемы. (Что делает автор, чтобы подвести читателя к пониманию проблемы.) Размышляя над этой проблемой, Чехов приводит историю жизни своего героя. Автор подчеркивает, что, с одной стороны, его герой прекрасно понимает губительность лени. С другой стороны, герой ничего не делает, чтобы избавиться от нее. Позиция автора. (Отношение автора к поставленной проблеме). Позиция автора ярко не выражена. Автор не судит своего героя. История героя рассказана нам не случайно. Мы понимаем, что если не сопротивляться лени, то и с нами произойдет то же самое, что и с героем. Моя позиция + 2 аргумента. Я согласен с Чеховым, что лени трудно сопротивляться. Лень и праздность способны помешать достижению собственной цели. Примером тому может послужить герой одного из рассказов А.П. Чехова «Ионыч», который не реализовал свои планы, расставшись с мечтами юности. Заключение. (Вывод). Всем нам нужно помнить чеховское предостережение, чтобы не повторить судьбу упомянутых героев. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Встречается сутулый человек, и думаешь: В труде он прожил век. А, может, стал таким не оттого: Поклоны спину сгорбили его? Кто в том виной: подхалимаж иль труд? Взгляни на руки: руки не соврут. (М.Сазонов) Пословицы и поговорки - Воля и труд дивные всходы дают.- Не потрудиться, так и хлеба не добиться.- Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.- Труд человека кормит, а лень портит.- Дал слово, держи его.- Доброе слово лечит, а злое убивает. Пушкин Александр Сергеевич(1799-1837) Ханс-Кристиан Андерсен(1805 - 1875) Короленко Владимир Галактионович(1896—1988) ШукшинВасилий Макарович Создание диалоговой ситуации- А что такое совесть?- В. И. Даль говорил: "Совесть - внутреннее сознание добра и зла" Уже в раннем творчестве Василия Макаровича были сконцентрированы вечные проблемы добра и зла, совести и хамства, духовности и бездуховности, которые так волновали его. Рассмотрим их постановку и разрешение на основе рассказа "Ванька Тепляшин".- Коротко перескажите, о чём этот рассказ? Один из учащихся пересказывает. Аналитическая беседа по тексту- Каким вы увидели героя рассказа? Кто он? Что мы о нём узнаём? (Попал в горбольницу; чувствует себя одиноко, неуютно; немного привирает о себе; тоскует).- Зачитайте, почему Ваньке не понравилось в больнице? ... ("Никто друг друга не слышит").- Какое событие всколыхнуло героя, изменило его поведение? Как изменило? Зачитайте или перескажите. (Появление матери. Закричал радостно: "Мама идёт!", "свесился с подоконника").- Как вы оцениваете такое поведение героя? (искренний, простой, любящий мать).Чтение по ролям отрывка "Ванька побежал вниз: - Стигнеев! Лизавета Сергеевна!.. - закричал он". Аналитическая беседа по тексту:- Каково общее впечатление?- Как вы думаете, что больше всего подтолкнуло Ваньку к ссоре? (красноглазый обидел мать).- Какие социально-нравственные явления символизирует образ красноглазого вахтёра? (привычное хамство, неуважение к человеку, озлобление, взяточничество).- Какие слова и выражения раскрывают образ красноглазого? ("красноглазый даже и не слушал её", "деревянно прокуковал", "опять трижды отстукал это:", "безучастно смотрел в сторону").- Какие синонимы заменяют слово "говорил" по отношению к вахтёру? В чём их смысл? ("прокуковал", "отстукал". Эти глаголы говорят о том, что речь идёт о бесчувственном человеке, у которого нет сердца).- Актуальны ли проблемы, поднятые в рассказе, в наши дни?- Почему красноглазый чувствует себя уверенно? (потому что все молчат, никто его не останавливает).- Найдите в тексте слова, которыми может быть сформулирована основная мысль. ( "Надо человеком быть!") Рефлексия.- О чём заставил вас задуматься В.М.Шукшин этим рассказом? «Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, уж так случилось, живём на земле. Ну так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее».