Вводный урок литературы в 10 классе
Основные этапы исторического развития России 19 века и её отражение в литературе * Урок 1 * Век девятнадцатый, железный,Воистину жестокий век! А. Блок * Основные события 19 века 1801 1812 1825 Убийство Павла I Отечественная война Восстание декабристов Правление Александра I Правление Николая I С 1825 года – 30 лет молчания (до 1855 года) Основные события 19 века 1853-1856 1861 1881 1894 Крымская война Отмена крепостного права Гибель Александра II Начало правления Николая II Правление Николая I Правление Александра II Правление Александра III «Глухие» 80-е * * До безумной радости волнует не только обилие талантов,рождённых Россией 19 века, но и поражающее разнообразие их. М. Горький * Периодизация русской литературы XIX века 1801 – 1825 Борьба классицизма,сентиментализма,романтизма, раннего реализма Баллада, поэма, повесть, элегия 1826 – 1842 Расцвет романтизма, переход от романтизма к реализму и социальной сатире Повесть, роман 1842 –1855 Идейная борьба славянофилов и западников, расцвет «натуральной школы», противостояние гоголевской школы и поэтов - лириков Физиологический очерк, социальная повесть, психологический роман, поэма * Периодизация русской литературы XIX века 1855 – 1868 Противоборство либералов и демократов, расцвет демократической журналистики,новые темы, проблемы и герои в литературе Демократическая повесть, роман, литературная критика 1869 – 1881 Развитие капитализма, активизация тайных революционных организаций, идеализация крестьянской жизни, развитие реализма Повесть, роман,очерк, рассказ, сказ * Периодизация русской литературы XIX века 1882 – 1895 Усиление реакционной политики царизма, рост пролетариата, пропаганда идей марксизма, обновление тематики в литературе (изображение «среднего человека», интеллигента) Рассказ, повесть, роман 1895 – 1904 Развитие капитализма, противостояние реалистической и декадентской литературы, зарождение пролетарской литературы Повесть, роман, рассказ, публицистические жанры Основные темы русской литературы 19 века 1825 – 1855 – основной вопрос: «Кто мы? Что с нами происходит?» А. С. Пушкин «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Н. В. Гоголь «Мёртвые души»1855 – 1861 – основной вопрос: «Кто виноват?» И. С. Тургенев «Записки охотника», И. А. Гончаров «Обломов», М. Е .Салтыков-Щедрин «Губернские очерки»1861 – 1881 – основной вопрос: «Что делать?» Н. Г. Чернышевский «Что делать?», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», Л. Н. Толстой «Война и мир» * Социально-политическая борьба во второй половине 19 века Выступали противлюбых общественных перемен; сопротивлялись всему новому; хотели сохранить крепостнические порядки * Социально-политическая борьба во второй половине 19 века Западники Стремились:к освобождению крестьян; к введению республики;к европейскому образу жизни Славянофилы Отстаивали:верность принципам самодержавия; русские традиции Радикалы-просветители Выступали:против крепостного права; против самодержавия страх перед народной революцией Социально-политическая борьба во второй половине 19 века Выступали противсамодержавия и крепостничества; мечтали о необходимости ломки старых устоев в интересах народа * Их объединяла мысль: «Русская жизнь нуждается в коренных изменениях»Как их проводить? Революционеры - демократы Либералы Революционеры - демократы Либералы Спасение России только в революции России необходимы реформы сверху, без революции * Социально-политическая борьба во второй половине 19 века Почвенники Считали, что«русское общество должно соединиться с народною почвой» Народники Развивалиидеи крестьянской революции Религиозные философы Призвание человека в достижении богоподобного могущества Критический реализм,«натуральная школа» «Чистое искусство» «Период с 1856 года по 1880 год – время величайших достижений русского критического реализма 19 века» (Д.Д.Благой) Теоретики «чистого искусства» романтизировали возвышенное и прекрасное, противопоставляли «вечное» в искусстве «злободневному», призывали быть далёкими от «житейского волненья» Писатели демократических убеждений сгруппировались вокруг журнала «Современник» * Социально-политическая борьба в литературе Группа сотрудников журнала "Современник". Сидят слева направо: И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский. Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович. * Представители критического реализма * Представители «чистого искусства» Ф. И. Тютчев А. А. Фет А. К. Толстой Основные проблемы в литературе 19 века(готовимся к ЕГЭ) добро и зло; вина и наказание; мир и война; энергия человека и его бездействие; мудрость и легкомыслие; любовь и отчуждение; деспотизм и рабство; труд и праздность; тело и душа; вера и скепсис. подготовка к ЕГЭ по русскому языку http://4-5plus.ru * * * Основатели русского классицизма А. Кантемир В. Тредиаковский М. Ломоносов 1. Ориентация на античное искусство.2. Простота, стройность, логичность композиции произведения.3.Общественная, гражданская проблематика.4.Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели.5.Строгая иерархия жанров, героев.6.Теория «трёх штилей».7.Правило «трёх единств». Классицизм Русские классицисты Д. И. Фонвизин Г. Р. Державин АнглияСэмюэл Ричардсон АнглияЛоренс Стерн ФранцияЖан Жак Руссо Основатели сентиментализма Н. М. Карамзин А. Н. Радищев Русские сентименталисты Сентиментализм 1. Изображение человеческой психологии.2. Действия и поступки героев определяются с точки зрения чувств, преувеличенная чувствительность героев.3. Идеализация действительности, субъективное изображение мира.4. В центре изображения – чувства, природа.5. Представители низших сословий наделяются богатым духовным миром.6. Идеалом является нравственная чистота, не испорченность.7. Значимость гражданской проблематики содержания. * * Основатели романтизма: Людвиг Тикбратья ШлегелиШеллинг Германия В. А. Жуковский - Россия Романтизм 1.Необычность характеров.2.Трагический поединок личности и судьбы.3.Герой – бунтарь, одиночка, мечтатель,сильная личность.4.Интерес ко всему экзотическому (пейзаж, события, люди), сильному, яркому, возвышенному.5.Смешение высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного.6.Культ свободы: стремление личности к абсолютной свободе, к идеалу, к совершенству.7. Красочный язык * * * * Реализм