Презентация Профилактическая работа с подростками 12-14 лет склонных к аддиктивным и девиантным формам поведения


Профилактическая работа с подростками 12-14 лет склонных к аддиктивным и девиантным формам поведения подготовил: практический психолог Лесновской общеобразовательной школы I-III ступеней Романенко О.А.2013г Социальные и экономические проблемы в украинском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи , ее воздействие на воспитание детей . Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов , алкоголя .Кроме того , имеются проблемы, решение которых назрело давно. Среди них - насилие в семье , продолжается рост числа социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей… И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних. Анализ причин роста безнадзорности среди детей и подростков свидетельствует о том, что ее истоки лежат, прежде всего, в СЕМЬЕ Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений. В последние годы в Украине возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер – больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться. Такая позиция подростков провоцирует поведенческие девиации.


Девиантное поведение подростков – распространенный феномен, сопровождающий процесс социализации и зрелости.Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой.Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением то нормы, а не симптомом психологического заболевания. Девиантное поведение осознается далеко не каждым подростком, прочная возможность противостоять негативным влияниям окружения формируется у них уже за пределами 18-летия.





Что такое девиантное поведение? Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. В психологии и педагогике девиантным поведением называют поступки и действия человека, не соответствующие нормам данного общества.В социологии и правоведении девиантностью считают социальное явление, которое выражается в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих общественным нормамВ психиатрии девиантность понимается как предболезненное состояние личности, как расстройство поведения, не достигшее в силу разных причин патологии, имеющейся при психических расстройствах и заболеваниях



Виды девиантного поведения: Антисоциальное (делинквентное) поведение – противоречащее правовым нормам, угрожающее общественному порядку и благополучию окружающих. Асоциальное поведение – уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, угрожающее благополучию межличностных отношений. Сюда относят проявления агрессии, аморальное поведение, бродяжничество, проституцию и т.п. Аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение – угрожающее целостности и развитию личности. Имеются в виду различные зависимости и суицидальное поведение.

Агрессивное поведение (деструктивное) Агрессия – тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними.Ведущие признаки агрессивного поведения: - выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях; - тенденция к разрушению; - направленность на причинение вреда окружающим людям; - склонность к насилию (причинению боли). Делинкветное поведение (противоправное, антиобщественное) поведение — действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Делинквентная личность (делинквент) – личность, проявляющая противозаконное поведение. Деликты – противозаконные действия. Виды делинквентного поведения:Правонарушение – несоблюдение правил поведения, установленных законом и другими нормативными актами.Проступки – малозначительные правонарушения, не представляющие большой общественной опасности и влекущих за собой применение мер дисциплинарного или общественного воздействия.Преступление – опасное для общества действие или бездействие, за которое в качестве наказания законодательством предусматривается уголовная ответствен наступающая с 16 лет, а за особо опасные преступления — с 14 лет. Аддиктивное поведение Зависимость (аддикция) – чрезмерная привязанность к чему-либо. Формы зависимого поведения: — химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость); — нарушения пищевого поведения (булимия, анорексия); — гэмблинг или лудомания — игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры); — сексуальные аддикции; — религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).
Негативные последствия зависимого поведения личности:- утрата работоспособности;- деградация личности подростка;- конфликты с окружающими;- суицидальные наклонности;- безобразное отношение к учебе;-проявления грубости, лени;-болезненная реакция на критику;- нарастающие безразличие;- совершение преступлений. Школа – один из факторов риска развития девиантных форм поведения у подростков - Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности; - Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик; - Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми; - В разных ситуациях ребенок обвиняется во всех проблемах и трудностях. виды деятельности, направленные на предупреждение и преодоление девиантного поведения школьников -Информирование -Программы формирования жизненных навыков и личностного роста -Обучение противостоянию негативным социальным влияниям -Альтернативная деятельность -Укрепление здоровья -Программы психологической коррекции эмоциональных нарушений -Семейная профилактика девиантного поведения -Коррекционно-развивающие программы школьной дезадаптации -Создание сети социальной поддержки для подростков и их родителей
Профилактика девиантного и аддиктивного поведениявключает: 1) предупреждение противоправного поведения (профилактические беседы, тематические классные часы, родительские собрания); 2) педагогическую поддержку (тесное взаимодействие родителей и классного руководителя, доверительные отношения между классным руководителем и подростком); 3) коррекцию (коррекционная работа психолога и социального педагога с подростком). ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮКого можно считать трудным подросткомРекомендуется при определении трудновоспитуемости учитывать следующие признаки: 1. Наличие исходной физической и психической полноценности ребенка (в отличие от детей с аномалиями и подлежащих обучению в специальных школах). 2. Наличие отрицательных проявлений и отклонений от нормального в нравственном развитии, поведении и учебной деятельности со значительной степенью устойчивости (в отличии от детей, эпизодически проявляющих отклонения такого порядка). 3. Обусловленность этих отклонений недостатками воспитания и особенно отрицательным влиянием неуправляемых факторов (улица, среда). 4. Постоянное и устойчивое сопротивление воспитанию. Советы классному руководителюТрудный подросток постоянно нуждается в помощи, нужно помочь ему в учебе, выполнении общественного поручения, в выборе любимого занятия, в использовании свободного времени. Помогать и систематически контролировать, опираясь на актив класса. Всесторонне изучать личность подростка, знать его дарования, интересы, увлечения и использовать их в воспитательных целях.Быть объективным по отношению к трудному подростку, никогда не обвинять его в том, в чем его вина не доказана.Критика подростка должна быть конкретной, по существу. Критиковать не вообще, а за совершенный поступок, ничего к нему не прибавляя.Осуждая подростка за поступок, неблаговидное действие, нужно проявлять при этом уважение к личности школьника. Можно сказать: «Ты плохо поступил, ты совершил хулиганский поступок», но не надо говорить: «Ты плохой мальчик, ты хулиган». Нельзя учителю в пылу нервного возбуждения дать волю чувствам, изливая их в оскорбительных эпитетах типа: бездельник, лодырь, хам, негодяй. Это отталкивает подростка, озлобляет его и еще более затрудняет процесс общения с ним.Классный руководитель должен всегда быть оптимистом и открыто выражать надежду не исправление трудного подростка, не закрывая перед ним перспективы положительных изменений.Трудный школьник, давно привыкший к критическим замечаниям в свой адрес, особенно чувствителен к похвале, поощрению своих действий. Поэтому нам всегда надо видеть и отмечать в проведении подростка даже незначительные попытки сделать что-то хорошее, не оставляя без внимания малейшие сдвиги в лучшую сторону.Быть доброжелательным и строгим, уступчивым и принципиальным: не делать поблажек трудному подростку, не заигрывать с ним и в то же время уметь кое-что прощать, «не заметить». Виды профилактической работы классного руководителя с подростками склонными к девиантному и аддиктивному поведению:тематические классные часы в форме групповой дискуссии, обсуждения;применение на классных часах и внеклассных мероприятиях следующих упражнений: мозговой штурм; ролевые игры на ситуацию;обязательно! информационно- просветительская часть в форме презентаций, профилактических видео роликах. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
ppt_xppt_y