Взаимодействие классного руководителя с семьей, как средство развития коммуникативной культуры учащихся начальной школы


Тема проекта: «Взаимодействие классного руководителя с семьей как средство развития коммуникативной культуры учащихся начальной школы». Проект разработала: Емельянова Галина Мироновна учитель начальных классов ГБОУ СОШ№30 г.о.Сызрань «Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо.» В.А. Сухомлинский «Нельзя воспитывать ребёнка, не воспитывая его родителей» П.П. Блонский Анализ ситуации. В последние годы наше общество в полной мере ощутило издержки социально-экономических реформ, которые особенно болезненно сказываются на неустойчивой психике подрастающего поколения. Размытость нравственных идеалов, негативное влияние средств массовой информации, агрессивное наступление худших образцов западной массовой культуры, неправильное понимание свободы и демократии являются питательной средой для роста многочисленных негативных явлений среди школьников. В последние годы эта проблема приобрела значительную актуальность. Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении, в их отношениях с окружающими. Выработать поведение ребенка, его речь, стиль общения можно, прежде всего через развитие коммуникативной культуры, а также примером самих родителей, взрослых. Актуальность проекта Проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро: демографы, социологи, культурологи, психологи, педагоги подтверждают наличие глубокого системного кризиса семьи. Данный проект позволяет рассмотреть взаимодействие семь и школы в воспитании учащихся как взаимную деятельность взрослых, направленную на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов. Цель проекта Создание единой программы дляклассного руководителя и родителей по реализации активных формвзаимодействия школы и семьи. Задачи 1.Формировать теоретические знания и практические навыки коммуникативной культуры у учащихся начальных классов. 2.Формировать коммуникативные действия: обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.3. Взаимодействовать с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка: выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей;определить их влияние на развитие ребенка и на этой основе скоординировать воспитательно-образовательную работу классного руководителя и семьи.4. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки. 5. Привлечь внимание родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия.6. Установить партнерские отношения с семьей каждого учащегося.7. Определить способы взаимодействия классного руководителя. Программа реализации проблемы Если школа сделает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всех отношениях. Взаимодействие с родителями должно носить характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации. Классный руководитель должен помочь детям преодолеть трудности в общении, пока они еще учатся в школе. Сформировавшиеся отношения к другим людям и к самому себе, если они становятся устойчивыми в личности, образуют в ее структуре коммуникативную культуру и очень определенно складываются на характере человека. Диагностический блок Анкета «Эстетического воспитания ребенка в семье - школа высококультурного человека».Тестирование детей «Определение эмоционального благополучия ребенка в классе».Тестирование родителей на выявление личностных качеств своего ребенка. Тестирование родителей «Школа глазами родителей».Рисуночный тест для детей « Моя семья». Основной блок. Цель: формирование у классного руководителя знаний о семье, воспитательном потенциале семьи, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи. Изучение нормативного документа «Национальная образовательная инициатива "НАША НОВАЯ ШКОЛА» (Августовский педсовет – 2009 "Основные направления реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в городе Москве).Изучение методической литературы. Памятка «Как соблюдать педагогический такт в беседе с родителями».Консультация «Воспитание ребенка с проблемами развития в семье».Взаимодействие с психологом и социальным педагогом, центром «Семья». Мотивационный блок Цель: формирование у педагогов осознанного отношения к организации общения с семьёй; осознание ими собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями учащихся; формирование установки на доверительное взаимодействие с родителями. Тестирование «Стиль воспитания в семье».Анкетирование «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями».Дискуссия «Общение с родителями: и сложно и легко».Анкеты для родителей «Взаимоотношения в семье». Практический блок. Цель: развитие у педагогов умения применять методы изучения семьи и образовательных потребностей родителей; развитие умения прогнозировать результаты развития ребенка в семье, определять оптимальные пути развития ребенка;развитие умения конструировать программу деятельности с родителями, отбирая содержание и методы её осуществления;формирование навыков традиционных и нетрадиционных форм общения с родителями, оказание действенной помощи родителям. Построение алгоритма взаимодействия с семьей.Круглый стол «Наглядные формы работы с семьей: формальность или эффективное средство общения?». Деловая игра «Родительское собрание».Педагогический совет «Коррекция детско-родительских отношений».Педагогический совет «Активация сотрудничества школы и семьи». Цель: активизация сотрудничества школы и семьи; выявление представлений друг о друге как партнеров в воспитании коммуникативной культуры у детей. Повышение уровня педагогической культуры родителей. 1 направление «Просветительство» 2 направление «Обучение практическим умениям» 3 направление«Вовлечение родителей в образовательный процесс» 1 направление «Просветительство» День открытых дверей. Уголок для родителей Памятки «Как отвечать на детскиевопросы?» Шпаргалка для родителей«Растите детейвоспитанными и любознательными». 2 направление «Обучение практическим умениям» Родительские собрания Игра – тренинг Вечера вопросов и ответов Практикум для родителей Посещение Семьи на дому Деловые игры Тестирование родителей День открытых дверей Программа занятий образовательно-игрового цикла с родителями детей (совместно с детьми) Познавательная викторинас участиемдетей и родителей Совместные праздники и досуги Спортивные соревнования 3 направление «Вовлечение родителей в образовательный процесс» Игровой тренинг для родителей и детей Открытые занятия Ожидаемый результат. повышение уровня воспитанности через развитие коммуникативной культуры;повышение дидактического потенциала семьи. Данная программа позволила создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки в развитии коммуникативной культуры у учащихся через совместную деятельность классного руководителя и семьи. Список используемой литературы. Н.И. Дереклеева «Новые родительские собрания». М. «ВАКО». 2008гЛ. И. Саляхова «Родительские собрания», М. «Глобус», 2007г.Н. И. Дереклеева «Справочник классного руководителя» М. «ВАКО». 2008гhttp://festival.1september.ru/articles/530076/http://festival.1september.ru/articles/549862/festival.1september.ru/articles/549862/pervoklassnik.resobr.ru/archive/…/articles/2182/