Презентация по теме Компетентностно-ориентированнные задания по русскому языку и литературе


Учитель русского языка и литературы Наумова М.В., МБОУ СОШ №8 г.РадужныйКомпетентностно-ориентированные задания на уроках русского языка и литературы Основные компоненты компетентностно-ориентированного урока Отличительные признаки компетентностно-ориентированных заданий Компетентностно-ориентированное задание по русскому языку №1 (7 класс, «Наречие как часть речи») {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Типы КОЗЭтап урокаЗаданиеКомпетенцияПроблемная лингвистическая задачаУглубление и обобщение знанийСтимул: ученик Петя Зазнайкин считает, что определять части речи просто. Задание: напишите сочинение-рассуждение на тему «Легко ли определить часть речи?», используя в качестве доказательства своего мнения решение данной задачи. Лингвистическая задача. Определите, к какой части речи относится слово весело в предложении «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться». Информация для решения данной задачи:материал ОК предыдущего урока. Коммуникативная, разрешение проблем, уровень II Компетентностно-ориентированное задание по русскому языку №2 (8 класс, «Назывное предложение») {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Типы КОЗЭтап урокаЗаданиеКомпетенцияИсследовательская работа (языковая аналогия)Систематизация и обобщение изученного материалаСтимул: представьте, что вы – языковеды. Изучая проблему «Использование односоставных предложений в речи», в ходе лингвистического эксперимента вами было совершено поразительное открытие. Задание: переведите на английский или немецкий языки предложение «Зима». (It is Winter. Der Winter ist da.). Подчеркните грамматические основы русского, немецкого и английского предложений. Зафиксируйте ваши об использовании односоставных предложений в данных языках в карте наблюдений.Карта наблюдений в ходе эксперимента:Коммуникативная, уровень II,разрешение проблем {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПредложениеВид (двусост./односост.)Вывод об использовании в различных языках односоставных предложенийЗима.Односост., назывноеВ русском языке существуют разнообразные синтаксические конструкции, что предоставляет исключительные возможности быть русской речи более богатой и выразительнойIt is Winter. Двусост.В английском языке односоставных предложений нетDer Winter ist da.)Двусост.В немецком языке односоставных предложений нет Компетентностно-ориентированное задание по литературе №1 (10 класс, «Поэзия Ф.И. Тютчева и А.А. Фета») {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Типы КОЗЭтап урокаЗаданиеКомпетенцияПроблемная задачаМотивацияСтимул: человек от природы любопытен, поэтому он стремится раскрыть тайны мироздания. У вас есть возможность прикоснуться к загадке.Задание:1.Внимательно прочитайте стихотворение, в нём скрыта тайна. Подумайте, в чём загадка этого стихотворения? (карточка для самопроверки)2. Определите, как образы данного стихотворения соотносятся с творчеством Ф.И. Тютчева и А.А. Фета? Информация для решения данной задачи:материалы ОК предыдущих уроков. Форма предъявления результата работы:монологический ответ на тему «Общее в творчестве поэтов» по плану:1.Ключевые слова, соотносящиеся с творчеством обоих писателей.2.Черты романтизма, присутствующие в акростихе.3.Черты импрессионизма, присутствующие в акростихе.4.Вывод (см. задание 2).Коммуникативная, уровень II,разрешение проблем, присутствующие в акростихе. Беззвучно, бесследно, мучительно-больно –Ещё не взошла колдунья луна…Звенит, и дрожит, и печалит невольноДушу живую ночи струна…Над сном и над смертью властвует время,А в лунном пространстве – вечности бремя. Беззвучно, бесследно, мучительно-больно –Ещё не взошла колдунья луна…Звенит, и дрожит, и печалит невольноДушу живую ночи струна…Над сном и над смертью властвует время,А в лунном пространстве – вечности бремя. Справка. Акростих — литературная форма: стихотворение, в котором некоторые (в норме — первые) буквы каждой строки составляют осмысленный текст. Компетентностно-ориентированное задание по литературе №1 (10 класс, «Поэзия Ф.И. Тютчева и А.А. Фета») {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Типы КОЗЭтап урокаЗаданиеКомпетенцияПроблемная задачаМотивацияСтимул: поэт-романтик и поэт-импрессионист… Казалось бы, что их может объединять? Задание:Проанализируйте стихотворения «Святая ночь на небосклон взошла» Ф.И. Тютчева и «На стоге сена ночью южной» А.А. Фета в качестве характерных для их творчества. Заполните таблицу, предложенную для работы в паре (карточка самопроверки). Информация для решения данной задачи:материалы ОК предыдущих уроков. Форма предъявления результата работы:Таблица c выводомКоммуникативная, уровень II,разрешение проблем, информационная, уровень I «На перекрёстках мирозданий» Ф.И. Тютчева и А.А. Фета{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Особенности мировосприятия поэтовФёдор Иванович Тютчев «Святая ночь на небосклон взошла»Афанасий Афанасьевич Фет«На стоге сена ночью южной…»Ключевые словаОщущения лирического героя во времени и пространствеРеальность и сверхреальностьБиблейские мотивыМироздание «На перекрёстках мирозданий» Ф.И. Тютчева и А.А. Фета{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Особенности мировосприятия поэтовФёдор Иванович Тютчев «Святая ночь на небосклон взошла»Афанасий Афанасьевич Фет«На стоге сена ночью южной…»Ключевые слованочь, сон, небо, звёзды, бездна, пропасть, душатвердь (небо), хор светил, (звёзды), земля, сон, ночь, безднаОщущения лирического героя во времени и пространствеНочь-Вечность Внутренний мир –БеспредельностьЧеловек беззащитен перед бездной смерти: он граница миров, где смыкаются бездны. Миг-вечностьБеспредельностьЧеловека оберегает сама длань господня. Человек сливается с бездной, гармонично растворяется в ней. Реальность и сверхреальностьВнешний мир – внутренний мирСтог сена – твердь неба, сонБиблейские мотивыНаследье родовое – изгнание из РаяПервый житель Рая (Адам), картина сотворения, длань БожьяМирозданиеБездна страшит. Мироздание глобально, масштабно: здесь разыгрывается человеческая драма космического значенияБездна не страшит, ведь она проводник в другой мир. Масштаб глобален, но мир гармоничен