Презентация работа со слабыми учащимися


Работа со «слабыми» учащимися Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимисяЛучина Ольга Дмитриевна,учитель математики ГБОУ школы № 47 имени Д.С. ЛихачеваПетроградского района Слабоуспевающие учащиеся - - учащиеся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Неуспеваемость и отставание Неуспеваемость - несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения (цепочки уроков одной темы, раздела курса, учебной четверти, полугодия, года).Отставание — невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рампой для определения успеваемости. Неуспеваемость – итог отставания! Категории неуспеваемости I. ГЛУБОКОЕ И ОБЩЕЕ ОТСТАВАНИЕПричины: низкий уровень предшествующей подготовки ученика; плохие бытовые условия; затяжная болезнь; отсутствие заботы родителей; лень, недисциплинированность ученика; слабое умственное развитие II. ЧАСТИЧНАЯ, НО УСТОЙЧИВАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬПричины: недоработка в предыдущих классах; недостаточный интерес учеников к изучаемым предметам; слабая воля к преодолению трудностей III. ЭПИЗОДИЧЕСКАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬПричины: недостатки преподавания; непрочность знаний; слабый текущий контроль; невнимательность на уроках; нерегулярное выполнение домашних заданий Кого учить?Особенности неуспевающих учащихся 1. Низкий уровень умственного развития.Проявляется: не умеет устанавливать причинно-следственные связи;учитывать все признаки предмета или явления; видеть общее и пр. 2. Несформированность учебных навыков.Ребенок не умеет учиться: работать с текстом; выделять главное, существенное; не может организовать свое время и распределить усилия и т. д. Особенности неуспевающих учащихся 3. Дефицит внимания с гиперактивностью.Характеризуется: отвлекаемостью; подвижностью; неусидчивостью и т. д. 4. Отсутствие познавательного интереса.Обусловлено: с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности; ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение. Особенности неуспевающих учащихся 5. Несформированность произвольной сферы.Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.6. Конфликтные отношения со сверстниками; учителями; отказ от усилий в учебной деятельности. Особенности неуспевающих учащихся 7. Низкий познавательный интересКарательные меры (двойки, наказания и т. д.) не срабатываютНуждается: в поддержке показа того, что он состоятелен в других видах деятельности 8. Низкий уровень развития словесно-логического мышленияНеобходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.9. Низкая работоспособность утомляемость истощаемость медленный темп работы Как быть? выяснить причину отставания определить действительный уровень знаний ученика“возвратить” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, образовательным стандартам Как учить? Правила, разработанные психологами:Давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку (исключить ситуацию неожиданного вопроса). Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.Разбить разнообразный, сложный материал на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.Не заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу.Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) формировать у учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Осторожно оценивать неудачи ученика.Во время подготовки учеником ответа дать время для проверки и исправления написанного.В минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку. ПОМОЧЬ ученику! Оказание помощи неуспевающему ученику В процессе контроля за подготовленностью учащихсяСоздание атмосферы особой доброжелательности при опросе.Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.Предложение учащимся примерного плана ответа.Использование наводящих вопросов.Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. Оказание помощи неуспевающему ученику При изложении нового материалаПрименение мер поддержания интереса к усвоению темы.Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. Оказание помощи неуспевающему ученику При организации самостоятельной работыВыбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.Напоминание приема и способа выполнения задания.Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Оказание помощи неуспевающему ученику При организации самостоятельной работыКарточкаКарточкаКарточкаКарточкаКарточка Оказание помощи неуспевающему ученику В ходе самостоятельной работы на урокеРазбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление. Оказание помощи неуспевающему ученику В ходе самостоятельной работы на урокеКарточкаКарточкаКарточкаКарточка Оказание помощи неуспевающему ученику При организации домашней работы Подбор заданий по осознанию и исправлению ошибок.Проведение подробного инструктажа о порядке выполнения задания, о возможных затруднениях.Даются задания на повторение материала, который потребуется для изучения новой темы.Определяется объём заданий и не допускается перегрузка учащихся.Домашние контрольные работы Оказание помощи неуспевающему ученику Мотивация Использование математических моделей для решения жизненных задач.Игровые формы.ИКТ.Проектная деятельность. 10 ПРАВИЛ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ Верь в способности любого ученика и старайся передать эту веру ему. Радуйся каждому шагу вперёд своего воспитанника.Помни что для слабоуспевающих необходим период вживания в материал. Не торопи его. Научись ждать успеха ученика.Начав работать со слабыми на их уровне, помни, что через короткое время их группа расколется. В свою очередь, на способных, средних и слабых. Способные быстрее воспринимают, начинают быстро прогрессировать в учении, средние тянутся к способным. Слабым нужна постоянная помощь.Многократное повторение основного материала- один из приемов работы со слабыми учащимися. Нужно понимать, что нет отдельного урока. Каждый урок- это продолжение предыдущих, он вносит свою лепту в изучаемую тему. Если учитель на тему, состоящую из 15-20 уроков, отобрал главные вопросы, то при ежедневном повторении к последним урокам все учащиеся их усвоят.Не нужно гнать за обилием излагаемого материала. Умейте выбирать главное, изложить его, повторить и закрепить.Не следует понимать примитивно работу со слабоуспевающими. Дело не только в знаниях. При обучении таких учеников идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению, формирование общеучебных умений и навыков. Методика работы со слабоуспевающими будет меняться по мере развития учащихся.7. Общение – главная составляющая любой методики, не наладив общения со слабыми, не получить результатов обучения. 10 ПРАВИЛ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ Научись управлять классом. При изложении материала все должны слушать, не писать. Изложил часть материала, закрепи его, дал записать и приступай к следующей дозе материала. Деятельность учащихся на уроке должна быть разнообразной, например, 3-4 минуты ученики внимательно слушают материал; 2-3 – закрепляют, проговаривая главное; 3-4 – переписывают с доски и т. п. Все это дополняется демонстрациями, самостоятельной работой и т.п.Научись привлекать сильных учащихся к обучению слабых. При этом выигрывают все стороны: сильные закрепляют знания, слабые учатся, а учитель получает доступ к наиболее слабым. Самым неэффективным является момент, когда у доски работает один учащийся. Научись строить процесс обучения путем сочетания фронтальной организации класса с индивидуальной помощью каждому.У слабоуспевающих плохо развито абстрактное мышление, лучше – нагляднообращеное. Ищи образ в изучаемом материале. Привлекай к изложению такие занимательные средства, которые воздействовали бы на эмоции, чувства, интерес к учению (музыке, поэзию, живопись, слайды, образный показ). Кроме этих основных правил существуют ещё и некоторые другие, а именно: не ставь оценку ученику, пока не научишь его. Помни, что есть ученики (их немного), которые не всё могут освоить. Не убивай оценками в них человека. Дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый должен самореализоваться. Желаю вам этого!