Презентация по литературе на тему: Подготовка к сочинению Нравственно-философская идея повести А.С. Пушкина Станционный смотритель.
Двенадцатое декабря.Классная работа.Нравственно-философская идея повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель.
Цели: Познакомить уч-ся с содержанием повести.Раскрыть понятие «маленький человек».Объяснить своеобразие повести Пушкина.Обучать анализу прозаического художественного произведения.Призвать уч-ся задуматься о важности почитания родителей, уважения к семейным ценностям, к личности человека; воспитывать умение признавать свои ошибки..
В «Повестях Белкина» Пушкин расширяет, демократизирует действительность. Наряду с картинами поместной жизни ("Метель", "Барышня-крестьянка") перед нами развертывается быт армейского офицерства ("Выстрел"), городских ремесленников ("Гробовщик"), мелкого чиновничества ("Станционный смотритель") и, наконец, жизнь крепостного крестьянства ("История села Горюхина"). Если в "Арапе Петра Великого" Пушкин снял с ходулей крупного исторического деятеля, то в "Станционном смотрителе" он приподнял своего маленького, приниженного героя, явив в этой повести, как и вообще в "Повестях Белкина", поистине "устами одного из своих героев Достоевский. Этим объясняется огромное значение, которое имел "Станционный смотритель" в дальнейшем развитии литературы. Образ смотрителя был прямым предшественником Башмачкина из "Шинели" Гоголя и всех тех "бедных людей", которые вскоре начинают заполнять страницы повестей и романов писателей "натуральной школы" — колыбели русского реализма второй половины XIX века.
Продолжите предложения:Станционный смотритель – это…В его обязанности входит…Станционный смотритель виноват в том, что…Никто и никогда не выражает смотрителю…Между тем, у них много положительных черт: …
История Ивана Петровича Белкина, его биография, полностью вымышленная Пушкиным"История села Горюхина" "Шинель" Гоголя«Дубровский»Описание положения станционных смотрителей в РоссииМесто действия и герой — Самсон Вырин. Эти произведения логически связаны с повестью «Станционный смотритель»«Деревня»«Медный всадник»
Нравственно-философская идея повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель.Наша задача – подготовиться к сочинению по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Вот тема этого сочинения.Объясним смысл формулировки темы.
А как это связать с понятием «философский»?Значение слова Нравственность по словарю Ушакова:НРАВСТВЕННОСТЬ нравственности, мн. нет, ж. (книжн.). 1. Совокупность норм, определяющих поведение человека. 2. Поведение человека. 3. Моральные свойства. Таким образом, нравственным мы считаем человека, который не нарушает норм правильной жизни, - иначе говоря, не нарушающего тех самых 10 заповедей.Что значит «нравственность», «нравственный»?Одно из значений этого слова: Основной, содержащий в себе принципы отношения к жизни. Философия – это познание отношения человека и мира.Значит, если наши мысли, поведение, поступки, становятся главным правилом, принципом всей нашей жизни, мы можем говорить о том, что нашли НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКУЮ ИДЕЮ своей жизни, то есть мы поняли, КАК надо жить, чтобы близкие не страдали от нашего отношения к ним.Таким образом, в сочинении нам надо показать, какая нравственная идея заключается в повести и почему она должна стать нашей философией, что значит жить правильно, как должны дети относиться к родителям, чтобы не жалеть о содеянном и не раскаиваться в собственном равнодушии.
Восстановим сюжет повести.
Размышления о станционных смотрителях.1816 г. Описание станции. Встреча с Выриным и Дуней.1819 г. Вторая встреча с Самсоном Выриным.Вырин рассказывает историю побега Дуни.Минский на станции. Обман. Побег Дуни.Вырин едет в Петербург. Встреча с Минским.
Первый разговор с Минским. Обида, унижение.Отчаяние Вырина. Минский на Литейной. Первый разговор с Минским.Решение перехитрить Минского. Встреча с Дуней.Изгнание Вырина. Возвращение и смерть. Третье посещение станции рассказчиком. Рассказ крестьянского мальчика о Дуне.
Потом автор вводит в развитие сюжета персонажей, сопричастных к тому, что произойдет с главным героем. Перед нами трагедия «маленького человека», чиновника четырнадцатого класса.Имя героя образовано от названия деревни и почтовой станции Выранедалеко от Петербурга.
Добрый семьянин, любящий муж и отец. После смерти же-ны не женится вторично, не приводит мачеху, живет вдво-ем с Дуней, она становится смыслом его жизни. Пря-модушный, бесхитростный, он не видит кокетства дочери с проезжающими, не видит при-творства постояльца, задумав-шего увезти Дуню. После бегства Дуни с ротмистром Минским Вырин не находит себе места, думая о дочери. Его пре-следуют мысли о «молоденьких дурах», которые «сегодня в атла-се да бархате», а завтра метут улицы «вместе с голью кабац-кою». Эти опасения понятны. Вырин прилагает все усилия, что-бы спасти свою «заблудшую овеч-ку». Он разыскивает Минского, умоляет вернуть ему дочь. Характеристика Самсона Вырина
Ответьте на вопросы:Кто такой «маленький человек»?Только ли социальное положение определяет этот термин?Что ещё входит в это понятие?
{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Характеристика Дуни«Так вы знали мою Дуню? Кто же и не знал ее? Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит... Барыни дарили ее, та платочком, та сережками. Господа проез-жие нарочно останавливались, будто бы пообедать, аль отужи-нать, а в самом деле только чтоб на нее подолее поглядеть. Бы-вало, барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и мило-стиво со мною разговаривает. …курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривались. Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала. А я-то, старый дурак, не нагля-жусь, бывало, не нарадуюсь; уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти; уж ей ли не было житье? Да нет, от беды не отбожишься; что суждено, тому не миновать».
Ответьте на вопросы:Какою вам показалась Дуня?Чего не видит в ней отец?Почему он не замечает того, что мы сразу обнаружили в ней?Почему характеристику Дуни Пушкин подаёт с точки зрения Самсона Вырина, её отца?
Как Минский появляется в повествовании?Однажды, в зимний вечер, когда смотритель разлиновывал новую книгу, а дочь его за перегородкой шила себе платье, тройка подъе-хала, и проезжий в черкесской шапке, в военной шинели, окутан-ный шалью, вошел в комнату, требуя лошадей. Лошади все были в разгоне. Путешественник возвысил было голос и нагайку; но Дуня, привыкшая к таким сценам, выбежала из-за перегородки и ласко-во обратилась к проезжему: не угодно ли будет ему чего-нибудь покушать? Появление её произвело обычное действие. Гнев про-езжего прошел; он согласился ждать лошадей и заказал себе ужин. Сняв …шинель, проезжий явился молодым, стройным гусаром с черными усиками. Он расположился у смотрителя, на-чал весело разговаривать с ним и с его дочерью. Подали ужинать…
Между тем лошади пришли, и смотритель приказал, чтоб тот-час, не кормя, запрягали их в кибитку проезжего; но, возвра-тясь, нашел он молодого человека лежащего на лавке: ему сделалось дурно, голова разболелась, невозможно было ехать... Как быть! смотритель уступил ему свою кровать, и положено было, если больному не будет легче, на другой день утром послать в С *** за лекарем. На другой день гусару стало хуже. Человек его поехал верхом в город за лекарем. Дуня обвязала ему голову платком, намоченным уксусом, и села с своим шитьем у его кровати. Больной при смотрителе охал и не говорил почти ни слова, однако ж выпил две чашки кофе и, охая, заказал себе обед. Как Минский обманул Самсона Вырина?
Дуня от него не отходила. Он поминутно просил пить, и Дуня подносила ему кружку ею заготовленного лимонада. Больной обмакивал губы и всякий раз, возвращая кружку, в знак благодарности слабою своей рукою пожимал Дунюшкину руку. К обеду приехал лекарь. Он пощупал пульс больного, поговорил с ним по-немецки и по-русски объявил, что ему нужно одно спокойствие и что дни через два ему можно будет отправиться в дорогу. Гусар вручил ему двадцать пять рублей за визит, пригласил его отобедать; лекарь согласился; оба ели с большим аппетитом, выпили бутылку вина и расстались очень довольны друг другом.Как Минский обманул Самсона Вырина?Прошел еще день, и гусар совсем оправился. Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил то с Дунею, то с смотрителем; насвистывал песни, разговаривал с проезжими, вписывал их подорожные в почтовую книгу, и так полюбился доброму смотрителю, что на третье утро жаль было ему расстаться с любезным своим постояльцем.
Демутовъ трактиръГостиница, построенная в 1723 г. Сам Пушкин жил в ней какое-то время, а затем часто посещал своих приятелей, также живших там.
Почему Самсон Вырин отправляется к Минскому?Военный лакей объявил, что барин по-чивает и прежде 11 часов не принимает никого. Смотритель ушел и возвратился в назначенное время. Минский вышел к нему в халате, в красной скуфье. «Что, брат, надобно?» — спросил он. Сердце старика закипело, слезы навернулись на глазах, и он дрожащим голосом произнес: «Ваше высо-коблагородие!.. Сделайте такую божескую милость!..» «Ваше высокоблагородие! — продолжал старик, — что с возу упало, то пропало; отдайте мне бедную мою Дуню. Ведь вы натешились ею; не погубите ж ее понапрасну». Скуфья – монашеская шапочка. Почему Минский, далеко не святой, носит скуфью? Значимая ли это деталь?
Минский взглянул на него быстро, вспыхнул, взял его за руку, повел в кабинет и запер за собою дверь….«Что сделано, того не воротишь, — сказал молодой человек в крайнем замешательстве, — виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово. Зачем тебе ее? Она меня любит; она отвыкла от прежнего своего состояния. Ни ты, ни она — вы не забудете того, что случилось». Потом, сунув ему что-то за рукав, он отворил дверь, и смотритель, сам не помня как, очутился на улице.В чём противоречивость личности Минского?
Ответьте на вопросы:Какое впечатление произвёл на вас Минский в другой обстановке?Находите ли вы ему оправдание?Какие аргументы приводят они, доказывая, кому должна принадлежать Дуня?Как вы оцениваете поведение и состояние Самсона Вырина?
Прочитать фрагмент от слов:«В этот самый день, вечером, шел он по Литейной, отслужив молебен у Всех Скорбящих. Вдруг промчались перед ним щегольские дрожки, и смотритель узнал Минского. Дрожки остановились перед трехэтажным домом, у самого подъезда, и гусар вбежал на крыльцо. Счастливая мысль мелькнула в голове смотрителя. Он воротился и, поравнявшись с кучером: «Чья, брат, лошадь? — спросил он, — не Минского ли?» …
Ответьте на вопросы:Каков Минский теперь?Почему Дуня упала в обморок, а не на колени, прося прощения у отца?
Обман. Минский обманул Вырина и Дуню, сказав, что внезапно заболел. Вырин наивен и глуп.Тревога. Тревога нарастает на протяжении всего эпизода. Отец очень волнуется, переживает за дочь. Тревога усиливается, когда он не находит Дуняшу в церкви. Дуняша не столь проста и открыта.Унижение. Минский бесцеремонно выталкивает Вырина из дома, таким образом, унизив его. Но разве Дуня не могла остановить его? Раскаяние. Слишком поздно пришло к Дуне раскаяние. Она плачет на могиле отца. Прощения от отца ей нет?..Нравственно-эмоциональная оценка ситуации
Почему в самом начале повести мы «видим» в комнатке Вырина картинки с изображением притчи о блудном сыне? …И тогда повторю вопрос: Как отнёсся бы Самсон Вырин к своей дочери, если бы она вовремя посетила его? Простил бы он её? Как сложилась бы ег судьба?
Раскройте понятие «маленький человек».В чём своеобразие повести Пушкина?Почему так важно почитать родителей, уважать семейные ценности, личность человека?Почему в человеке необходимо воспитывать умение признавать свои ошибки?ЗАДАНИЕПрочитайте мысли великих об отношении родителей и детей друг к другу.
Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными. И такова настоящая любовь отца. Д.Дидро Любовь к родителям – основа всех добродетелей. ЦицеронЛюбовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое. В.Г.Белинский Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, – это приучить его не встречать ни в чем отказа. Ж. -Ж.Руссо
{616DA210-FB5B-4158-B5E0-FEB733F419BA}Май 1816 год1819 годСоставьте сравнительное описание Самсона Вырина в двух эпизодах повести: в 1816 году, когда мы впервые увидели его, и в 1819, через 3 года, когда он остался без дочери.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:О чём эта повесть? Чему она учит нас?- Дать письменный ответ на эти вопросы.
Написать сочинение на тему: «Нравственно-философская идея повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».Примерный план. Вступление. Какое место в русской литературе 19 века занимает тема «маленького человека»? Кто из писателей в своём творчестве затрагивал эту тему? (2-3 предложения). Основная часть. А) Почему А.С. Пушкин сделал своим героем простого смотрителя? (2-3 предл.).Б) Почему автор «сталкивает» в своем произведении гусарского ротмистра и чиновника 14 класса? (3 предл.).В) В чём заключается смысл поведения Дуни; почему она не посчиталась с чувствами отца? Какие ошибки допустил Вырин в воспитании дочери? (4 предл.).Г) Какую роль играют в повести картинки с изображением сюжета притчи о блудном сыне, украшающие комнату Вырина? Какую мысль выражает эта деталь? (4-5 предл.). 3. Заключение. Какая нравственно-философская идея кроется в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»? (3 предл.).
Музей Станционного смотрителяв Выре
Сними с себя завесу.Седая старина!Да возвещу я внукамЧто ты откроешь мне.Я вижу чисто поле;Вдали ж передо мнойЧернеет колокольняИ вьется дым из труб.Но кто вдоль по дороге,Под шляпой в колпаке,Трях, трях, а инде рысью,На старом рыжаке,В изодранном колете,С котомкой в тороках?Палаш его тяжелый,Тащась, чертит песок.Кто это? — Бывший вахмистрШешминского полку,Отставку получившийЧрез двадцать службы лет.Уж он в версте, не боле,От родины своей;Все жилки в нем взыгралиИ сердце расцвело!Как будто в мир волшебныйОн ведьмой занесен;Всё, всё его прельщает,В восторг приводит дух.И воздух будто чище,И травка зеленей,И солнышко светлееНа родине его.«Узнает ли Груняша? — Ворчал он про себя, — Когда мы расставались,Я был еще румян!Ступай, рыжак, проворней!» И шпорою кольнул;Ретивый конь пустился,Как из лука стрела.Уж витязь наш проехалОколицу с гумном — И вот уж он въезжаетНа свой господский двор.Но что он в нем находит?Его ль жилище то?Весь двор заглох в крапиве!Не видно никого!Лубки прибиты к окнам,И на дверях запор;Всё тихо! лишь на кровлеМяучит тощий кот.Он с лошади слезает,Идет и в дверь стучит — Никто не отвечает!Лишь в щелку ветр свистит.Заныло веще сердце,И дрожь его взяла;Побрел он, как сиротка,Нахохляся, назад.Но робкими ногамиСпустился лишь с крыльца,Холоп его усердныйПредставился ему.Друг друга вмиг узнали — И тот и тот завыл.КАРИКАТУРА. И. Дмитриев.Терентьич продолжает:«Хозяюшка твояЖива иль нет, бог знает!Да здесь ее уж нет!Пришло тебе, боярин,Всю правду объявить:Попутал грех лукавыйХозяюшку твою.Она держала пристаньНедобрым молодцам; «Терентьич! где хозяйка?» — Помещик вопросил,«Охти, охти, боярин! — Ответствовал старик,— Охти!» — и, скорчась, слезыУтер своей полой.«Конечно, в доме худо! — Мой витязь возопил. — Скажи, не дай томиться:Жива иль нет жена?»Что делать? Как ни больно...Но вечно ли тужить?Несчастный муж, поплакав,Женился на другой.Сей витязь и поныне,Друзья, еще живет;Три года, как в округеОн земским был судьей.1791Один из них поиманИ на нее донес.Тотчас ее схватилиИ в город увезли;Что ж с нею учинили,Узнать мы не могли.Вот пятый год в исходе, Охти нам! — как об нейНи слуха нет, ни духа, Как канула на дно».