Презентация по литературе. Нравственные уроки повести А. Алексина Безумная Евдокия» «Сердечная недостаточность –это болезнь нашего времени.»


«Сердечная недостаточность –это болезнь нашего времени.» Нравственные уроки повести А. Алексина "Безумная Евдокия"» “В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе”. Английский философ Фрэнсис Бэкон Анатолий Алексин(Гоберман)русский прозаик, драматург;родился 3 августа 1924 года в Москве;в детстве выступал в пионерской печати со стихами ;1941г.-окончил школу;работал литературным сотрудником в газете “Крепость обороны”;в 1943-46 годах работал на стройке-гиганте.
Повести- на 48 языках мира«Саша и Шура», 1956; «Говорит седьмой этаж», 1959; «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», 1965; «Поздний ребенок», 1968; «Звоните и приезжайте!», 1970; «Третий в пятом ряду», 1975; «Безумная Евдокия», 1976; «Сердечная недостаточность», 1979; «Домашний совет», «Ивашов», «Дневник жениха», 1980; «Прости меня, мама...», 1989, «Мой брат играет на кларнете», 1968; «В стране вечных каникул», 1970; «Обратный адрес», 1971; «Десятиклассники», 1974; «Пойдем в кино», 1977; «Поздний ребенок», 1983 и др


Некоторые повести экранизированы, ставятся на театральных сценах страны. Награжден высшими советскими орденами: Орденом Ленина, двумя Орденами Трудового Красного Знамени, а также многими другими высокими зарубежными наградами;включен в Почетный список имени великого датского писателя Андерсена;С 1993 писатель живет в Израиле. “С добром надо спешить, а то оно может остаться без адресата”.
Юбилей книги35 лет1976
«Чем дальше уходит дорога жизни, тем с большим удивлением двое, идущие рядом, вспоминают начало пути. Огни прошлого исчезают где-то за поворотом…»Путь –это…из роддома домой,поездка в Евпаторию,дорога в школу,поход по местам боевой славы, путь в больницу,дорога домой, жизнь человека в его развитии ,выбор своих поступков. Рассказчик в повести- отец Оли- пытается разобраться в истоках несчастий семьи, анализирует…….свое отношение к дочери …отношение дочери к людям..…события, свои мысли, поведение

Отец и мать Оли работали в конструкторском бюро. В молодости отец писал фантастические романы, которые никто не печатал. Мама любила петь, была живой и непосредственной, ее непосредственность покоряла. Синонимом ей была честность. Она не могла поступить иначе, меня полгода держали в больнице. Разве она могла обмануть мои и твои ожидания? Спасибо ей..!«Спасибо ей»…Эта роковая фраза перекинула мост в тот страшный день… Мост длиною в шестнадцать лет и два месяца…

Оленька глазами отца.Он замечал в дочери только положительное; Считал, что она не такая как все, она необыкновенная; оправдывал ее в любой ситуации; «В семье, состоящей из трех человек центром семьи и ее лицом стала дочь - она заслужила это право;«Нелегко нашей талантливой дочери среди людей обыкновенных».



Отец Оленьки в начале повести не умел вглядываться в человеческие лица. Всех он видел такими, какими “подавала” их Оленька,- в негативном плане. “…именно они, те трое(Евдокия Савельевна, Люся и Боря)…были причиной частых страданий и слез дочери”. “ Оля всегда во всем была права”. Мама Надя часто соглашалась с дочерью, но ее размышления говорят о цельности и глубине ее натуры, о чуткости души. “Надо считаться с людьми”; “Когда слишком много ликуешь, не мешало бы вовремя спохватиться и подумать о том, что кому-то сейчас впору заплакать.. … упиваясь собственным горем, не мешает подумать, что у кого-то в душе праздник, который, может быть, не повторится. Надо считаться с людьми”.“Друзей легче потерять, чем найти “

Родители Оли и Евдокия Савельевнародители относятся негативно;смотрят на нее глазами Оленьки;поступки учительницы им не понятны; Называют ее «безумной»; потому что та, по их мнению, не желает замечать Олин талант; предпочитает менее одаренных детей. Родители не понимают учительницу, которая стремиться «сделать успех каждого, радость каждого – успехом и радостью всех».



Оля глазами Евдокии Савельевны..не замечает любви одноклассника Бори…..ничего не делает для школы, но всегда и везде хочет быть первой…«Жить только собой – это полбеды. Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать, походя, и чужие судьбы». Оля растет самовлюбленной эгоисткой, думает только о себе…Забывает о подруге Люсе…


Оля бездумно и безгранично злоупотребляла любовью и вниманием близких людей. Нечуткая в человеческих взаимоотношениях, она становится причиной безумия матери и переворота во внутреннем мире своего отца. Главная черта характера Оли- себялюбие, а отсюда эгоизм по отношению к окружающим ее людям. Желание любой ценой быть первым обрекает человека на одиночество.Уважать надо не талант в человеке, а самого Человека с большой буквы. Какая она же, Евдокия Савельевна?Глазами отца в начале повести “женщина без возраста”;Любила, “чтобы все были вместе”; никого не выделяла;воспитывала своих учеников “нынешних” на примере “бывших”; предвзято относилась к их дочери, “не замечала” ее талантливости, организовывала встречи с разными людьми;Глазами отца после трагических событий Никому не давала почувствовать свою ненужность и никчемность;учила радоваться любым успехам товарищей. добивалась от своих учеников “таланта человечности”, который должен быть, у каждого не зависимо от дарований. Ведь каждый в своем деле должен быть мастером, художником.





В трудную минуту Евдокия Савельевна была рядом с Олей, боясь ,что “эта ноша окажется для нее непосильной”. Но отцу сказала: “Если вы примете сегодняшнюю историю за случайность, она повторится! Поверьте, что это так!”. Выводы:Эгоизм постепенно превращается в жестокость, в злость не только по отношению к чужим, но и к близким. Одной из причин эгоизма Оли стала слепая любовь ее родителей. Прежде чем назвать человека другом, нужно с ним “пуд соли съесть”: понять его отношение и к себе, и к людям, чтобы знать, что он не предаст тебя.Евдокия Савельевна в своем поведении была права. Она боролась за Олин характер, хотела сделать ее человечней и добрей. Наши учителя тоже хотят сделать нас добрей, воспитать в нас талант человечности. А.Алексин утверждает: «Тот, кто хочет быть первым любым способом, обречен на одиночество», мы согласны с ним.Не столько важно, кем мы станем, важно - какими. Надо помнить слова Олиной мамы: “Надо считаться с людьми”.Нужно ради себя самого не причинять вреда другому человеку. Надо запомните «золотое» правило нравственности:- не делай другим то, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе.Необходимо не забывать, что неосторожным словом, поступком легко обидеть, ранить; надо учиться щадить, беречь тех, кто рядом с нами.  




Не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не кричать, а выслушать. Не разорвать, а склеить.
Работу выполнили учащиеся 7-8 кл. МОУ Лучинниковская оо школа:Бобыкина Е., Егорова И., Егорова К., Жигалова А., Иванова К, Королева Л., Панкратова Н., Рыбакова О., Руководитель:Смирнова О.А.