Презентация по познанию мира на тему: Охрана растений и животных водоёмов(4 класс).


Тема: «Охрана растений и животных водоёмов». Психологический настрой.Актуализация знаний. 1. Минутка календаря. 2. Опрос домашнего задания.Знакомство с новой темой. 1. Слово учителя. 2. Сообщение учащегося о бобрах.Рефлексия.Домашнее задание. Задачи: Познакомить с разнообразием растений и животных водоёмов, формирование у учащихся знаний об охране водоёмов;Развивать речь учащихся, повышать познавательную активность, закрепить полученные знания о природе;Показать красоту родной природы, воспитывать уважение и любовь к ней, показать, что её судьба в наших руках.Оборудование: картины с животными и растениями водоёмов, карта Республики Казахстан, интерактивная доска, учебник.Тип урока: комбинированный.Методы: репродуктивный, словесный, наглядный, практический.Форма обучения: коллективная. 1. Минутка календаря.2. Опрос домашнего задания.Какие виды водоёмов вы знаете? Покажите на карте реки Урал, Иртыш, Сырдарью, Или; озеро Балхаш, Аральское море.Расскажите о растениях водоёмов.Какое значение для жизнедеятельности других организмов в воде имеют растения? - Назовите животных, чья жизнедеятельность связана с водой.- Какие насекомые обитают в воде?- Расскажите о водоёмах, которые имеются в нашей области.Работа на интерактивной доске. КАКИЕ ВИДЫ ЛЕСОВ ВЫ ЗНАЕТЕ? НАПИШИТЕ, КАКИЕ ВИДЫ ДЕРЕВЬЕВ РАСТУТ В ЭТИХ ЛЕСАХ.-------------------ЛЕС ------------------ЛЕС -----------------ЛЕС________________ _______________ _______________________________ _______________ ________________________________ _______________ ________________ НАЗВАНИЯ ЛЕСОВ. СОЕДИНИ СТРЕЛКОЙЛИСТВЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯОДИНАКОВОЙ ПОРОДЫ ДУБРАВАЕЛИ БОРСОСНЫ РОЩАДУБЫ ЕЛЬНИКХВОЙНЫЕ ЛЕСА ТАЙГА РАСТЕНИЯ ВОДОЁМОВ – УКРАШЕНИЯ ВОДОЁМОВ, КОРНИ КОТОРЫХ РАЗРАСТАЮТСЯ В ИЛИСТОМ ДНЕ, ЛИСТЬЯ НА ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ:________________________________________________________________________ ЖИВОТНЫЕ – ФИЛЬТРАТОРЫ – ________________________________________________________________________ МЕЛЬЧАЙШИЕ РАЧКИ _______________ОЧИЩАЮТ ВОДУ, СЛУЖАТ КОРМОМ ДЛЯ МАЛЬКОВ, ГОЛОВАСТИКОВ, ЛИЧИНОК НАСЕКОМЫХ. III. Знакомство с новой темой.Слово учителя.Как и на суше, в воде организмы живут в природном сообществе, то есть их жизнь тесно связана друг с другом и условиями неживой природы. Например, если прибрежные растения уничтожаются в результате хозяйственной деятельности человека (вырубка деревьев, кустарников, уничтожение камыша, выпас скота), то испарение воды начинает идти быстрее. В результате водоёмы мелеют, некоторые совсем высыхают.Сильно загрязняют водоёмы и наносят большой вред живым организмам заводы и фабрики, расположенные вблизи них.Берега многих водоёмов при водопое сплошь вытаптываются скотом. При этом разрушаются жилища животных, например, выхухоли. Много этих ценных пушных зверьков гибнет и в сетях рыбаков. Выхухоль зарегистрирована в Красной книге. Места обитания бобров также объявлены заповедными. Вместе с бобрами здесь взяты под охрану и другие животные и растения. В заповедниках запрещается загрязнять воду, рубить деревья, разводить костры, охотиться, рыбачить.В 18 веке были широко распространены в северных областях нашей страны. Но из-за ценного меха они безжалостно истреблялись и в конце 19 века исчезли. Только в 1963 году на реке Урал было замечено небольшое количество бобров, которые, вероятно пришли из соседней Оренбургской области. В 1974 году для защиты бобров на реке Урал был создан комплексный заповедник. На берегах Волги, Урала и некоторых рек Актюбинской области встречается европейская норка. Она тоже занесена в Красную книгу. Редкими стали многие птицы: кудрявый пеликан, жёлтая цапля, белая цапля, колпица, лебедь, казарка,, чирок и многие другие. Браконьерство, неконтролируемая охота, загрязнение окружающей среды, пожары, высыхание водоёмов и другие причины привели к уменьшению их численности. Изменение условий окружающей среды обитания приводит либо к переселению животных, либо к резкому уменьшению их численности. Так, высыхание Арала и засоление почвы на многих километрах вокруг озера создают неудобства для проживания человека, но наносят большой вред всему живому. На грани исчезновения здесь находятся многие ценные промысловые рыбы, например, аральский лосось. Он занесён в Красную книгу Казахстана , где написано: «Необходимо полностью запретить лов этого лосося, а особей, попавших вместе с другой рыбой, отпускать обратно в водоём». Из пресмыкающихся необходимо отметить обитающего в горах Джунгарского Алатау семиреченского лягушкозуба. Это очень редкое животное. чтобы сохранить всех этих животных, необходимо охранять сами водоёмы. Не нарушайте природного равновесия в водоёмах!Не ловите раков и моллюсков!Берегите лягушек и их головастиков!Никогда не рвите кубышек и кувшинок!Не ловите стрекоз!Не разрушайте жилищ ондатры и бобров! IV. Рефлексия.Какое значение имеет охрана водоёмов?Какие обстоятельства предшествуют исчезновению растений и животных водоёмов?Как можно защитить их? В ВОДОЁМЕ НЕТ РАКОВ – ЭТО СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ТОМ, ЧТО:А) ВОДОЁМ ВЫСЫХАЕТ.Б) ВОДОЁМ ЗАГРЯЗНЁН.В) ВСЕХ РАКОВ ВЫЛОВИЛИ. ЖИЛИЩЕ БОБРОВ:А) ХАТКА.Б) ИЗБУШКА.В) ДОМИК. ОБИТАТЕЛИ ВОДОЁМОВ:ПТИЦЫ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ РЫБЫ________ _______________ _______________ _______________ ________________ _______________ ________ ЖИВОТНЫЕ ВОДОЁМОВ,ЗАНЕСЁННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ. ПОДЧЕРКНИ ЩУКА, ОНДАТРА, ВЫХУХОЛЬ, ЛЕБЕДЬ, БОБР, СТРЕКОЗА, ЖЁЛТАЯ ЦАПЛЯ, ВЫДРА, ПРУДОВИК, БЕЛАЯ ЦАПЛЯ, КАЗАРКА, КРЯКВА, КУДРЯВЫЙ ПЕЛИКАН. V. Домашнее задание: пересказывать, ответить на вопросы. К.Жунусова, А.Бирмагамбетова,К.Аймагамбетова, И.Нугуманов, К.Жукешев «Познание мира 4 класс» г.Алматы «Атамұра», 2004 г.Журналы «Юный натуралист» (картинки) г.Москва 1986-1992 г.г.Газета «Экологический курьер».Сборник тестовых заданий по познанию мира. Г.Кокшетау ТОО «Келешек - 2030», 2009 г.