Доклад на тему: Профессиональная компетентность учителя – основа достижения качества образования
«Профессиональная компетентность учителя – основа достижения качества образования»
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обученияБыть компетентным означаетспособность (умение) мобилизировать в данной ситуации полученные знания и опыт. Согласно словарю Ожегова, понятие “компетентный” определяется как “осведомленный, авторитетный в какой-либо области”.
«Учитель и ученик растут вместе... » (Конфуций)Для реализации успешного обучения и осуществления профессиональной компетентности на уроках русского языка и литературы, крымскотатарского языка и литературы в нашей школе применяются следующие эффективные методы и приёмы:«Вот так ситуация…». Это приём, который подразумевает постановку и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. - ситуация несоответствия;- ситуация неожиданности;- ситуация выбора;- ситуация предположения.
2. «Правильная мотивация. А ты сможешь?!…». Игровой приём, когда учащиеся должны удивиться, пойти вперёд, а, столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Мотивация может быть в начале урока и на любом этапе урока. В 5-х – 8-х классах используются игры и игровые ситуации, рифмованные упражнения, грамматические сказки, ведь дети очень чутки к слову, к образу.
3. «Эссе за 5 минут». Это такая технология, где каждый учащийся может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать самостоятельный вывод. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. 5-минутное эссе обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме.
4. «Продвинутый диктант». Этот приём характеризуется составлением диктанта-кроссворда, диктанта-маршрута, комментированного диктанта. При этом развивается словарный запас учащихся, включается логика и воображение. Можно применять элемент иллюстрированных диктантов.
5. «Терминологический зачет - коллоквиум». Позволяет осуществить проверку теоретических знаний учащихся, путем их устных ответов на вопросы. В конце каждого раздела проводятся такие 15-ти минутки. 6. «Микроисследования». Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работать с научно-популярной литературой и справочниками; - анализировать языковые единицы; делать выводы.
7. «Сочинение-миниатюра». Этот приём позволяет развить образное мышление ребёнка. Его можно применять на уроках русского языка в 5-х классах. После выполнения задания читаем несколько работ (обязательно по желанию), обсуждаем прочитанное с классом, отмечая удачные находки, интересные мысли, а также недочёты и ошибки, затем дописываем или переписываем работы дома.
8. «Проектная деятельность. Информационный проект». Проектная деятельность занимает в нашей школе особое место. При работе над информационным проектом по русскому языку, учащиеся находят информацию о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления аудитории для обсуждения. Например, «Мой словарик», «Музыка на телефонах», «Семейные традиции», «Языковые курьезы на телевидении» и др. Лучшие проекты ребята защищают на сессии МАН.
9. «Нетрадиционный урок».Развитию мышления учащихся способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика к предмету и к обучению в целом. Уроки русского языка я провожу в следующих формах: - урок – исследование; - урок – защита проекта; - урок – путешествие; - урок – зачет.
10. «Чтение с остановками». Этот приём эффективен при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения, т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на данном этапе. Чтение осуществляется с остановками, соблюдая правила работы с текстом.
11. «Синквейн». Это приём «пяти строк». Синквейн – белый стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию. Это очень удобная технология, позволяющая закрепить и подытожить материал.
12. «С самого начала… ». Приём заключается в применении нетрадиционного начала традиционного урока (эпиграф, ребус, загадка, музыкальная заставка, видеофрагмент и др.).Ученики активно и с интересом принимают участие в данной работе.13. «Диалог с писателем». Учащиеся составляют вопросы и задают их. Их собеседниками выступает автор (точнее текст произведения, где есть ответы на вопросы).
14. «Творческая перемена». Приём основан на создании учащимися сюжета видеофильма, небольшой фотовыставки, ребуса на основе прочитанного текста. Например, «Чистая любовь», «Любимый цветок».15. «Мыслим критически». Это приём, который подразумевает умение учащегося правильно обрабатывать, анализировать информацию. Учащийся осуществляет анализ, творческую переработку, интерпретацию изученной информации.
16. «Домашняя традиция». Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют нетрадиционные формы домашнего задания на уроках литературы. Применяются следующие формы домашнего задания:- подготовка иллюстраций к литературным произведениям;- инсценировка художественного произведения;- продолжение неоконченных произведений;- презентации (обзор героев произведения, биография писателя).
Одной из главных целей изучения предметов гуманитарного цикла является «формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма». Педагогическая компетентность и инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок приносит пользу и положительные эмоции, не превращаясь просто в забаву или игру.