Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 1-5 классов в период адаптации к новым условиям обучения
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 1-5 классов в период адаптации к новым условиям обучения Презентация психолога ОШ №4г.СимферополяСубботиной Н.С.
Задачи психологов образования:измерение результатов обучения, определение уровня формирования компетенций учащихся; учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям;взаимодействие с участниками образовательного процесса для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий детей.
Новые задачи психологов образования в условиях внедрения ФГОС:создание СИСТЕМЫ психологического сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс;разработка КРИТЕРИЕВ и МЕТОДОВ оценивания сформированности метапредметных и личностных компетенций;разработка СИСТЕМЫ повышения квалификации педагогов и просвещения родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций.
Особенности адаптации в 1 классеЗначительное повышение личностной и ситуационной тревожности детей. Им не всегда понятно, для чего существуют школьные правила, сложно принять эти правила и контролировать с их помощью свое поведение. Отсюда нарушение дисциплины первоклассниками, их эмоциональная неустойчивость и даже соматические заболевания.
Специфические задачи для первоклассниковПомочь осознать появление нового сообщества - класса; ввести понятие оценки, самооценки и различные её критерии;помочь ребенку принять позицию школьника;обучить школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Специфические задачи для педагоговУчитывать возрастные особенности и возможности детей;создать атмосферу сотрудничества родителей друг с другом и со школой;провести педагогическую диагностику стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе;использовать учителю начальных классов урочную и внеурочную деятельность: - для профилактики школьной дезадаптации; - для знакомства детей друг с другом;- для формирования навыков учебного сотрудничества.
Специфические задачи для педагога-психологаСоздать положительный настрой у родителей и снять у них напряжение, вызванное поступлением ребенка в школу через психологическое просвещение;создать атмосферу сотрудничества родителей друг с другом и со школой;выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов;провести комплексный мониторинг адаптации учащихся 1 классов;организовать коррекционную работу во внеурочное время.
План мероприятий адаптационного периода Проведение родительского собрания в ДОУ, в школе с участием учителей 1-х классов «Ребенок на пороге школы» Проведение индивидуальных консультаций для родителейСобеседование с будущими первоклассниками. Определение уровня готовности. Прием в 1 класс. Комплектация классов с учетом особенностей учителя и детей.Совместное с завучем планирование и проведение диагностических и профилактических мероприятий. Проведение психологического консилиума по вопросам адаптации.
Договор с родителями о разрешении на работу психолога
Диагностическая работа в 1 классеВходная предметная (педагогическая) диагностика.Психодиагностика. -Методика Н.Г.Лускановой «Что мне нравится в школе». - Схема экспертной оценки адаптации ребёнка к школе (для учителей и родителей) О.Л.Соколова, О.В.Сорокина, В.И.Чиркова. -Психолого-педагогическая оценка готовности Семаго (оценка особенностей тонкой моторики ; сформированности навыков счета и сравнения; звукового и звукобуквенного анализа; произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности; пространственных представлений, общего уровня развития; особенности самооценки)
Особенности адаптации в 5 классеНаблюдения показывают, что первые полгода обучения в пятом классе школьники проявляют невнимательность, безответственность, тревожность, неуверенность в себе. Они начинают хуже учиться по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями.
Основные задачи сопровожденияОтслеживать результаты психолого-педагогического развития учащихся на различных этапах обучения;создать условия для успешной социально-психологической адаптации личности ребенка к новой социальной ситуации;помочь школьникам, испытывающим трудности в общении, в выработке стиля поведения;оптимизировать естественный процесс адаптации, сделав его по возможности безболезненным для ученика и учителя;создать условия для организации постоянного профессионального диалога между педагогами разных ступеней обучения.
Специфические задачи для пятиклассниковУвеличивать потенциал самостоятельности в процессе выполнения требований учителей-предметников;принять новую социальную роль – ученика основной школы; принять «новых» учителей.
Специфические задачи для педагоговучитывать возрастные особенности и возможности детей;ознакомиться с результатами диагностики уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене (4 класс);создать атмосферу сотрудничества родителей друг с другом и со школой;провести стартовые контрольные работы по предметам с целью выявления УУД, сформированных в начальной школе;использовать классному руководителю и учителю-предметнику урочную и внеурочную деятельность;формировать устойчивую учебную мотивацию;формировать адекватные формы поведения в новых школьных ситуациях.
Специфические задачи для педагога-психологаИзучить уровень готовности учащихся к обучению в среднем звене (4 класс) и провести комплексный мониторинг адаптации учащихся 5 классов;формировать у родителей и педагогов понимание необходимости оказания поддержки учащимся при переходе из начальной школы в среднее звено; стимулировать адаптационные механизмы и способствовать снижению уровня школьной тревожности;консультировать участников образовательного процесса (родителей, учащихся, педагогов) по запросам.
План мероприятий адаптационного периода Разработка программы диагностики уровня готовности выпускников начальной школы к обучению в среднем звене, проведение диагностических мероприятий. Взаимопосещения уроков учителями-предметниками с целью поисков путей преодоления содержательных и методических «разрывов» в программах 1 и 2 ступени.Проведение родительского собрания с приглашением педагогов-предметников, будущего классного руководителя «Впереди пятый класс». Совместный «круглый стол» на тему «Единые педагогические требования к обучению и поведению пятиклассников»
План мероприятий адаптационного периода Проведение тренинговых занятий по профилактике дезадаптации формированию социальных навыков учащихся 5-го класса» «Новичок в средней школе».Диагностика уровня школьной адаптации учащихся 5-х классов.Проведение родительского собрания на тему «Ваш ребенок-пятиклассник».Проведение коррекционно-развивающих занятий в мини-группах. Поддержка работы классного руководителя - консультативная, методическая, организационная
Диагностическая работа в 4-5 классеВ конце 4 класса проводится комплексная диагностика готовности к обучению в среднем звене (6 субтестов методики Битяновой).Делается сравнительный анализ уровня готовности учащихся в 1 и4 классах.В октябре проводится диагностика уровня школьной адаптации учащихся 5 классов (включается анкетирование учащихся, проведение опросника Левченко «Чувства в школе»)В случае выявления дезадаптации с этими детьми проводится дополнительно индивидуальная диагностика
Этапы реализации программы сопровожденияПервый этап - определение готовности учащихся к обучению на новом возрастном этапе (март-май). Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение готовности к обучению в следующем звене.Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей.Взаимопосещение уроков учителями начальных классов, учителями-предметниками с целью поисков путей преодоления содержательных и методических «разрывов» в программах образования I и II ступени.Проведение совместных «круглых столов», носящих на данном этапе общий ознакомительный характер: для учителей-предметников, классных руководителей пятиклассников и учителей начального звена.
Второй этап - первичная адаптация к новым социальным условиям(сентябрь-январь)Составление социального паспорта класса; проведение психолого-педагогической диагностики (первоклассники, пятиклассники, десятиклассники);проведение консультативной и просветительской работы, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям, результатами диагностики;организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями учащихся, выявленных в ходе диагностики и наблюдения в первые недели обучения;организация педагогической поддержки учащихся во внеурочное время.
Третий этап - психолого-педагогическая работа с учащимися, испытывающими особые трудности в период адаптации.Выявление характера и природы синдрома дезадаптации в каждом конкретном случае, определения путей оказания помощи этим учащимся; экспертные опросы учителей, родителей; диагностика неадаптированных учащихся; оказание родителям данных учащихся психолого-педагогической помощи в форме индивидуальных консультаций (по их просьбе); привлечение специалистов разных профилей (врач, невропатолог, логопед и др.) в рамках ПМПК; организация педагогической помощи учащимся, испытывающим различные трудности в обучении с учетом результатов их психодиагностики.
Спасибо за внимание!