Презентация педагогического поекта Применение в учебном процессе технологии ситуационных задач
Филиал в п.ЖемчужныйМОУ Чакинской СОШ имениГероя Советского Союза В.Л.Бурдасова ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТПрименение в учебном процессе технологии ситуационных задач Автор: учитель биологии НикифороваТатьяна Александровна2011 год Актуальность подтверждается: Важнейшими документами об образованииФГОС;Национальной образовательной стратегией «Наша новая школа»;Концепцией модернизации Российского образования до 2010 года; Другими многочисленными международными, европейскими и государственными документамиВ них фиксируется общее убеждение: если мы хотим дать подрастающему поколению шанс на успех, мы должны им дать качественное образование, один из шагов в данном направлении – научить их решать жизненные проблемы на основе предметных знаний и умений. ПРОТИВОРЕЧИЯ: Между современными требованиями к выпускнику и отсутствием необходимых умений и навыков.Между возрастанием самостоятельности, взрослости и ограниченными возможностями размышлять проблемно из-за сравнительно бедного жизненного опыта.Между ориентацией нового содержания качества образования на развитие мыслительно-деятель-ностных способностей обучающихся и традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний. ПРОБЛЕМА: В условиях модернизации образования, когда процесс обучения базируется на четырёх основаниях: учиться узнавать учиться делать учиться жить вместе учиться быть учителю необходимо устранить существующие противоречия между теорией и практикой путём поиска эффективных технологий, методов и приёмов процесса обучения. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Становление обучающегося как сильной социокультурой личности, способной мобилизовать имеющиеся знания и опыт, своё настроение и волю для решения проблем в конкретных жизненных обстоятельствах Задачи Изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практики Апробировать технологию применения ситуационных задач и выяснить эффективность её применения Выяснить, развитию каких качеств обучающихся и на какие показатели учебного процесса оказывает положительное влияние данная технология ГИПОТЕЗА: Ситуационные задачи обладают огромным потенциалом. В них заложены ресурсы обновления школьного образования в целях достижения его нового качества. Применение технологии ситуационных задач будет способствовать осознанному отношению детей к собственному образованию, их успешной социокуль-турной адаптации. Ожидаемые результаты: Повышение мотивации и активизации познавательной деятельности обучающихся Повышение интереса к изучаемому предмету и, как следствие, более активное участие во всех видах внеурочной и внеклассной деятельности Сформирован-ность основных ключевых компетенций Повышение качества образования Позитивное отношение обучающихся к решению учителя использовать в процессе обучения технологию ситуационных задач Возрастание социокультурной активности ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ I этап – подготовительно диагностический (сентябрь-декабрь 2008-2009 уч.г.)II этап – практический (январь 2009 – май 2010 г.)III этап - заключительный (сентябрь 2010г. – декабрь 2011 г.)IV этап – аналитический (январь 2011 г. – май 2011 г.) СПЕЦИФИКА СИТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ХАРАКТЕР;ДЛЯ ЕЕ РЕШЕНИЯ НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ КОНКРЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ ЗНАНИЯ;В ОТДЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ ЗНАНИЯ НЕСКОЛЬКИХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ;ИМЕЕТ НЕ ТРАДИЦИОННЫЙ НОМЕР, А КРАСИВОЕ НАЗВАНИЕ, КОТОРОЕ АКТУАЛИЗИРУЕТ УЧЕБНЫЙ МА-ТЕРИАЛ;СОДЕРЖИТ ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС, КОТОРЫЙ СФОРМУЛИФОРАН ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТО ОБУЧАЮ-ЩИЙСЯ ЗАИНТЕРЕСОВЫВАЕТСЯ В НАХОЖДЕНИИ НА НЕГО ОТВЕТА; ОРИЕНТИРОВАНА НА СОЦИАЛЬНУЮ СРЕДУ. Проектирование ситуационных задач На основе соответствующих вопросов учебника На материале значимом для самих обучающихся На проблемах реальной жизни Превращение вопроса в ситуационную задачу Придумать личностно-значимый вопросПодобрать информацию (текст, таблица, график, рисунок)Составить вопросы к данной информации Дать название получившейся задаче. Конструктор построения ситуационной задачи, разработанный Л.С.Илюшиным Ознакомление Понимание Применение 1.Назовите основные части… 8.Объясните причины того, что … 15.Изобразите информацию о … графически 2.Сгруппируйте вместе все… 9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы… 16.Предложите способ, позволяющий … 3.Составьте список понятий, касающихся… 10.Покажите связи, которые направлены на … 17.Сделайте эскиз рисунка(схемы), который показывает … 4.Расположите в определенном порядке … 11.Постройте прогноз развития… 18.Сравните… и…, а затем обоснуйте … 5.Изложите в форме текста… 12.Прокомментируйте положение о том, что … 19.Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что… 6.Вспомните и напишите … 13.Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что… 20.Проведите презентацию … 7.Прочитайте самостоятельно … 14.Приведите пример того, что (как, где) … 21.Рассчитайте на основании данных о … Анализ Синтез Оценка 22.Раскройте особенности… 29.Предложите новый (иной) вариант… 36.Ранжируйте … и обоснуйте… 23.Проанализируйте структуру… с точки зрения… 30.Разработайте план, позволяющий (препятствующий) … 37.Определите, какое из решений является оптимальным для… ваш взгляд, существуют между… 24.Составьте перечень основных свойств…,характеризующих… с точки зрения… 31.Найдите необычный способ, позволяющий… 38.Оцените значимость… для … 25.Постройте классификацию … на основании … 32.Придумайте игру, которая … 39.Определите возможные критерии оценки … 26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что … 33.Предложите новую (свою) классификацию … 40.Выскажите критические суждения о … 27.Сравните точки зрения … и … на … 34.Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития) … 41.Оцените возможности … для … 28.Выявите принципы, лежащие в основе … 35.Изложите в форме … свое мнение (понимание) … 42.Приведите экспертизу состояния … Матрица оценивания выполнения ситуационных задач № Название задания Где (в классе, дома) и как (самостоятельно, в группе) выполнено задание Критерии оценивания Понимание представленной информации (задания) Предложение способа решения проблемы Обоснование способа решения проблемы (своего выбора) Предложение альтернативных вариантов 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 Оцениваются 4 интегративных измеренения по четырехбальной шкале:нет – 0скорее нет – 1скорее да – 2да - 3 Методика самооценкиуровня функциональной грамотности, разработанная на основе английской методики «Профиль умений» № Функциональные умения Баллы 1 2 3 ЧЕЛОВЕК 1 Я умею убеждать людей 2 Я умею поддерживать беседу 3 Я умею организовывать людей (своих ровесников или ребят младше) 4 Я могу владеть собой в любых ситуациях, регулировать свое поведение 5 Я умею отвечать на вопросы 6 Я соблюдаю правила поведения, принятые в обществе 7 Я умею занимать маленьких детей 8 Я умею ухаживать за людьми (больными, старыми) 9 Я умею оказывать первую медицинскую помощь себе и другим при переломе, порезе, остановке дыхания, обмороке, носовом кровотечении и т.п. 10 Я умею формулировать вопросы 1 2 3 ПРИРОДА 1 Я умею ухаживать за домашними животными 2 Я умею ориентироваться в лесу 3 Я умею ухаживать за садом и огородом 4 Я умею собирать грибы и лесные ягоды 5 Я умею ловить рыбу 6 Я умею воспитывать домашних животных (кошку, собаку) 7 Я знаю и при необходимости могу использовать правила обращения с дикими животными, встречающимися в лесах моего проживания (волк, заяц, лось, змея и т.д.) 8 Я могу объяснить явления природы (смену дня и ночи, осадки, грозу и т.д.) с научной точки зрения 9 Я знаю и соблюдаю правила экологического поведения 10 Я знаю и учитываю в жизни народные приметы, связанные с прогнозом погоды 1 2 3 Я САМ 1 Я умею регулировать свое физическое состояние с помощью специальных физических упражнений 2 Я знаю и соблюдаю санитарно-гигиенические нормы и правила 3 Я знаю и соблюдаю нормы здорового образа жизни 4 Я ориентируюсь в мире профессий, системе профессионального образования, своих профессиональных возможностях 5 Я умею стирать, гладить, чинить одежду 6 Я умею мыть посуду 7 Я умею готовить еду (не менее 3 блюда) 8 Я умею убирать свое жилище 9 Я умею утеплять свое жилище на зиму 10 Я умею создавать интерьер своего жилища (комнаты, квартиры) Самооценка осуществляется по 5-бальной системе:0 – не владею1 – владею слабо2 – владею3 – владею хорошо4 – владею в совершенстве АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ Бинарные уроки Интегрированные уроки Уроки повторения и обобщения Уроки закрепленияи корректировки знаний и умений Уроки нетрадиционной формы проведения Диаграмма, отражающая отношениеобучающихся к значению ситуационных задач
не помогут в решении проблем реальной жизни - нет - нравятся - очень нравятся безразличное - нет - затрудняюсь ответить - помогут в решении проблем реальной жизни ПОКАЗАТЕЛИсамооценки обучающихся уровня функциональной грамотности по методике «Профиль умений» Блок-сфера Средний балл Человек 3,5 Природа 3,8 Я сам 3,6 0 баллов – не владею1 балл – владею слабо2 балла – владею3 балла – владею хорошо4 балла – владею в совершенстве ДИНАМИКАкачества образования за периодреализации проекта в экспериментальном классе РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ - Обученность – 100%;Прирост качества образования – 18%;Повышение интереса к исследовательской и проектной деятельности;Активное участие во всех классных и общешкольных мероприятиях предметного направления;- Повышение социокультурной активности;Активное участие в социально- значимых делах своего поселка;Высокие баллы самооценкифункциональной грамотностина основе методики «Профильумений». Удовлетворенность результатами учебно-познавательной деятельности обучающихся экспериментального класса;Включение в инновационную деятельность;Стремление к дальнейшему самосовершенствованию и самореализации. Обучающиеся экспериментального класса Педагог Интегрированный урок биологии в 7 классе «Значение членистоногих в природе и жизни человека» Проектно-исследовательская деятельность обучающихся Участие в районной антинаркотической акции «Шаг за шагом в здоровое будущее» Благоустройство родного поселка Областное эка-мероприятие «Программа больше кислорода» АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ Данный опыт может быть применен любым учителем, профессионально владеющим методикой преподавания предмета, активно занимающийся самообразованием, самосовершенствованием,самореализацией ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ: Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. – СПб.:КАРО, 2008.- 96 с.Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – Изд. Академия АПК и ПРО: М., 2003 г. – 98 с.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. //Официальные документы в образовании. – 2002г.-№4. –с.3-31.Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии. – 2004 г. №5. – с.3-12.Синенко В.Я., Смолеусова Т.В., Метелкин Д.А. Об эффективности образовательной деятельности в современных условиях. //Сибирский учитель. - №6 (54) ноябрь-декабрь 2007 г.Ряписов Н.А. Сущность и специфика компетентностного подхода в российском образовании. //Сибирский учитель. - №6 (54) ноябрь-декабрь 2007 г.