Презентация для классных руководителей Виды родительского авторитета
Виды родительского авторитета. Автор Поддубная Лариса Александровна, учитель МБОУ СОШ №49 г.Белгорода
Всякое искусство, и искусство воспитания тоже, имеют целью восполнить то, чего недостаёт от природы. Аристотель
Виды родительского авторитета Нам кажется, недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой, - мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим. Лукиан
Виды родительского авторитета. Рано или поздно почти каждый человек создаёт семью. Причины могут быть разные: любовь, расчёт, необходимость. Но какова бы ни была причина создания семьи, если в ней появляется ребёнок, то перед родителями стоит один из важных вопросов: как и каким воспитать ребёнка. Результат воспитания тоже различный, всё зависит от того, что ставится во главу угла, что является самым важным, какие ценности в данной семье преобладают. Что важнее – духовное или материальное? Нужна ли всесторонне развитая личность? Может в мире есть только Я? Но бесспорно, любое воспитание невозможно без авторитета родителей. Хорошо, если это авторитет положительный во всех отношениях, но существует несколько видов авторитета, построенных на ложном основании, так называемый «ложный авторитет».
Авторитет подавления. Это самый страшный вид авторитета, хотя не самый вредный. Чаще этим страдают отцы. Если родитель всегда сердит, каждый пустяк его раздражает, при каждом удобном случае он хватается за ремень, на любой вопрос отвечает грубостью, наказывает ребёнка за любую провинность, то это и есть авторитет подавления. Такое поведение держит в страхе не только детей, но и всю семью. Это вредно не только потому, что дети запуганы, но и потому, что мать воспринимается совершенно пустым местом. Такой авторитет очень вреден, он не способен воспитывать, он приучает детей держаться подальше от такого родителя, лишний раз не попадаться ему на глаза. Он провоцирует детскую ложь, трусость и воспитывает в ребёнке трусость. Из детей, воспитанных на таком авторитете, вырастают либо безвольные люди, либо самодуры, мстящие за подавленное детство в течение всей жизни.
Авторитет чванства.
Авторитет педантизма. В этом случае родители выступают в роли бюрократов. Они уверены в том, что дети обязаны каждое их слово слушать с трепетом, что каждое их слово – это святыня. Распоряжения они отдают холодным тоном, считают, что это непременно становится законом. Когда такой родитель говорит, что гулять завтра нельзя, потому что будет очень холодно, то даже если будет тепло, то гулять всё равно нельзя. А в ситуациях, когда потом (после наказания) выяснится, что ребёнок не виноват, для родителей он всё равно виновен, т.к. его уже наказали и отменять наказание не собираются, не говоря уже об извинениях. В любом поступке ребёнка видится наказание, а в его поведении всегда найдётся нарушение. Интересы ребёнка таких родителей не волнуют, они ничего не видят, кроме своего бюрократического начальствования в семье.
Авторитет резонёрства. При таком авторитете родители буквально заедают детей бесконечными поучениями и наставлениями. Вместо того, чтобы сказать несколько слов, они подолгу ведут с детьми надоедливую беседу. По мнению таких родителей, в поучениях и заключается главная педагогическая мудрость. В такой семье всегда мало улыбок, смеха и хорошего настроения, а зудение родителей проходит бесследно в сознании детей.
Авторитет любви. Это самый распространенный вид авторитета. Родители убеждены, чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей. А чтобы заслужить любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. На детей в избыточном количестве обрушиваются бесконечные ласки, лобзания, признания. Если ребёнок не слушается, то немедленно следует вопрос: «Ты меня не любишь?» Такие родители и от детей требуют любви постоянно. Погружаясь в океан сентиментальности, родители уже ничего другого не замечают, мимо проходят очень важные мелочи, а всё, что делает ребёнок, он должен делать из любви к родителям. Зачастую, у детей не хватает сил на такую любовь, из него обычно вырастает эгоист.
Авторитет доброты.Такой вид авторитета организуется также через детскую любовь, но сопровождается не поцелуями и лаской, а уступчивостью и добротой. Родители всё разрешают, им ничего не жаль. Но они очень боятся конфликтов и ради семейного мира готовы пожертвовать чем угодно. Очень скоро в такой семье ребёнок начинает управлять родителями, командовать, так как родительское непротивление открывает широкий простор для желаний и требований. И когда родители пытаются этому сопротивляться, часто бывает очень поздно.
Авторитет подкупа.Этот авторитет самый безнравственный, потому что послушание просто покупается подарками и обещаниями. Родители так и говорят: «Будешь слушаться, то и получишь (купим, разрешим, позволим)…» Некоторое поощрение допустимо, но нельзя покупать послушание и хорошее отношение.
Авторитет дружбы. Сначала может показаться, что дружба в семье – это очень хорошо. Родители и дети могут быть друзьями, но всё же родители должны оставаться старшими в семье, а дети – их воспитанниками. Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать своих родителей.
Истинный авторитет.А каким же должен быть настоящий авторитет?Главным основанием родительского авторитета может быть жизнь родителей и их поведение. Семья является большим и ответственным делом, которым руководят родители и отвечают за него. Если родители делают это честно, разумно, ответственно, если они ставят перед собой прекрасные цели, если отдают себе отчёт в своих действиях, это значит, что у них есть родительский авторитет.
Использованная литература1.ВасильцоваЗ.П. Мудрые заповеди народной педагогики.– М.:Педагогика, 2003.2.Соловейчик С. Педагогика для всех.– М.: Детская литература, 2004.3.Спиваковская А.С. Как быть родителям. –М.:Педагогика, 2000.