Презентация по биологии на тему Экологические факторы среды. Абиотические факторы.
Автор: учитель биологии МБОУ СОШ п.АгиришНестерова Татьяна Александровна Учебная - сформировать у учащихся представление об экологических факторах, о разнообразии абиотических факторов среды, об особенностях реакции организмов на воздействие этих факторов; Развивающая – развитие информационно-коммуникативных компетенций учащихся; Воспитательная – развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. Убедить школьников в том, что каждый организм находится под комплексным воздействием разнообразных экологических факторов и характеризуется приспособленностью к ним.Научить школьников приводить примеры, иллюстрирующие ответные реакции организмов на воздействие абиотических факторов внешней среды.Развивать познавательную активность учащихся, их коммуникативную и информационную компетентность.Совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обосновывать черты приспособленности организмов к факторам среды. Тип урока: урок изучения нового материала.Вид урока: урок-лекция.Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, частично-поисковый (самостоятельная работа), деятельностный.Технологии обучения: ИКТ, КСО (работа в парах).Формы работы: индивидуальная, парная.Средства:Предметные: презентация «Экологические факторы»; Электронное приложение Энциклопедия Кирилла и Мефодия.Практические: заполнение таблицы, выполнение самостоятельной работы.Интеллектуальные: анализ, сравнение, сопоставление.Эмоциональные: интересОборудование: ПК, медиапроектор, экран, презентация, подготовленная учителем в программе Power Point, CD Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Определение понятия «экологические факторы».Классификация экологических факторов.Абиотические факторы. Их характеристика.Приспособления организмов к абиотическим факторам среды. Определение понятия «экологические факторы» Экологические факторы - это компоненты среды, оказывающие воздействие на организм Все живые организмы, населяющие нашу планету, существуют не сами по себе, они зависят от окружающей среды, испытывают на себе ее воздействия. Экологические факторы неживой природы живой природы вызванные деятельностью человека Классификация экологических факторов абиотические биотические антропогенные абиотические биотические антропогенные Абиотические экологические факторы I – свет II - тепло III - вода Подробнее… Подробнее… Подробнее… Экологические задачи Домашнее задание Абиотические экологические факторы «Мы не думаем об этом, но всё, что ходит, двигается, живет на нашей планете есть дитя Солнца» Камиль Фламмарион Солнечный спектр Ультра-фиолетовые лучи Видимые лучи Инфракрасные лучи Длина волны Роль для организмов до 0,4 мкм от 0,4 мкм до 0,75 мкм от 0,75 мкм до 0,3 мкм губительнысинтез вит.D у животныхсинтез пигментов и витаминов у растений 1) зрительная ориентация у животных2) фотосинтез у растений обогрев планеты и всего живого на ней обеспечение суточных и сезонных ритмов Светолюбивые = гелиофиты Тенелюбивые = сциофиты берёза пшеница папоротник кислица лесные травы, кустарники, большинство луговых растений Абиотические экологические факторы Теневыносливые = факультативные гелиофиты Светолюбивые = фотофилы дневные бабочки ящерицы ночные мотыльки крот Абиотические экологические факторы Тенелюбивые = фотофобы Приспособления растений Приспособления животных гелиофиты сциофиты фотофилы фотофобы работа с учебником Н.И.Сонин «Общая биология 10-11кл. Стр. 521-522, электронное приложение Энциклопедия Кирилла и Мефодия11 класс (урок 32) Абиотические экологические факторы Температура регулирует процессы жизни организмов, так как активность клеточных ферментов лежит в пределах от +10 до +40 °С Жизнедеятельность большинства организмов возможна в пределах от -4 до 45 °С Абиотические экологические факторы Опушение листьев (отражает лучи, спасает от перегрева) Разная интенсивность испарения и разное количество устьиц на листе Уменьшение (или увеличение) поверхности листьев, что увеличивает (или уменьшает) охлаждающее испарение эписция монстера Абиотические экологические факторы пойкилотермные гомойотермные не способны способны пойкилотермные гомойотермные лягушка белка Приспособления растений Приспособления животных К низким температурам К высоким температурам К холоду К жаре Работа с учебником Н.И.Сонин «Общая биология 10-11кл. Стр. 519-521, электронное приложение Энциклопедия Кирилла и Мефодия11 класс (урок 32) Абиотические экологические факторы Приспособления к холоду к жаре Зимняя спячка Накопление в клетках раствора сахара или глицерина (снижается температура замерзания цитоплазмы клеток) Накопление подкожного жира Рост густого подшёрстка у млекопитающих зимой. Летняя спячка Ночная активность Усиленное испарение воды через дыхание и кожу Абиотические экологические факторы Правило Бергмана При продвижении на север средние размеры тела в популяциях теплокровных животных увеличиваются ?- Как Вы объясните это правило с позиций термодинамики?? - Где Вы чаще встретите крупных волков - в Карелии или в Брянской области? 3в. Абиотические экологические факторы Правило АлленаУ теплокровных животных в холодных климатических зонах наблюдается тенденция к уменьшению выступающих частей тела песец лисица фенёк Абиотические экологические факторы Поглощая тепло при переходе из жидкого в газообразное состояние, вода производит охлаждающий эффект испарения, используемый организмами для регуляции температуры тела Диэлектрические свойства, наличие связей между молекулами обусловливают большую теплоемкость воды, что создает в живых системах “тепловой буфер”, предохраняя неустойчивые структуры клетки от повреждения при местном кратковременном освобождении тепловой энергии Молекула воды полярна, поэтому она способна выступать в качестве растворителя. Многие, вещества вступают в разнообразные химические реакции только в присутствии воды Абиотические экологические факторы Группы растений по отношению к воде гидатофиты гидрофиты гигрофиты мезофиты ксерофиты в воде частично в воде высокая влажность средняя влажность низкая влажность кувшинка калужница рогоз одуванчик верблюжья колючка Абиотические экологические факторы Группы животных по отношению к воде гигрофилы мезофилы ксерофилы высокая потребность крокодил конь верблюд средняя потребность низкая потребность Приспособления растений Приспособления животных К избытку влаги К недостатку влаги К избытку влаги К недостатку влаги Работа с учебником Н.И.Сонин «Общая биология 10-11кл. Стр. 523-524, электронное приложение Энциклопедия Кирилла и Мефодия 11 класс (урок 32) 3в. Абиотические экологические факторы Приспособления растений к засухе Мощно развитая корневая система Восковая кутикула на листьях Уменьшены листовые пластинки Запасание воды в стебле или листьях верблюжья колючка каланхоэ кактус алоэ В одном килограмме свежих листьев различных растений содержится разное количество хлорофилла: в подорожнике – 1,8г, в аспидистре – 4,0г. Какое из этих растений является светолюбивым, какое – теневыносливым? Обоснуйте свой ответ аспидистра подорожник Экологическая задача 1 Экологическая задача 2 Каким экологическим правилом продиктовано то, что ушастый еж обитает в южных районах, а обыкновенный – в более северных? ёж ушастый ёж обыкновенный У морских рыб, обитающих на разных глубинах, строение глаз неодинаковое. У большинства рыб глаза очень большие (например, у морского окуня). В еще более глубоких слоях глаза у рыб маленькие или совсем отсутствуют. Объясните особенности строения органов зрения рыб, живущих на разных глубинах Экологическая задача 3 морской окунь сом Учебник Н.И. Сонин «Общая биология» 10-11 классы стр. 519 – 527, конспект лекции.* Сообщение учащихся на тему: «Ветер в жизни растений»; «Влияние ионизирующего излучения на живые организмы» (на выбор). Спасибо за внимание!