Презентация Школьный буллинг. Что это такое?
КГУ «Нуринская СОШ» Семинар«Жестокость и насилие в семье»Подготовила:психолог: Эпп М. Г. Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Насилие - такое физическое или психологическое действие в отношении личности, группы или общества в целом, которое направлено на ограничение всех форм свободы и носит явный или скрытый характер для объекта.Насилие включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями, другими членами семьи ребенка, педагогами, представителями органов правопорядка, другими взрослыми Различают четыре основных формы жестокого обращения с детьми: 1. Эмоциональное (психологическое) насилие2. Физическое насилие3. Сексуальное насилие 4. Пренебрежение нуждами ребёнка (заброшенность, беспризорность) ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ) НАСИЛИЕ – преднамеренное манипулирование объектом, игнорирование его субъектных характеристик (свободы, достоинства, прав), приводящее к различным деформациям и нарушениям психического (поведенческого, интеллектуального, эмоционального, волевого, коммуникативного, личностного) развития Формы проявления- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;- неоднократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму;- угрозы, запугивание;- оскорбление;- унижение;- ругань;- вмешательство в личную жизнь ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ — это любое неслучайное нанесение телесных повреждений ребёнку в возрасте до 18 лет родителем или лицом, осуществляющим опеку. К физическому насилию относят также случаи, когда родители умышленно не предотвращают возможности причинений телесных повреждений Формы проявления- побои;- увечья;- убийства;- ограничения в еде и сне;- вовлечение в употребление алкоголя и наркотиков и т.п. ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ НУЖДАМИ РЕБЁНКА — это форма жестокого обращения с детьми, при которой родителями или опекунами не обеспечиваются элементарные нужды ребёнка, такие, как еда, одежда, образование и забота о здоровье Формы проявления- отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ — это использование ребёнка и подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения Формы проявления- изнасилование;- инцест;- сексуальное совращение;- вовлечение в проституцию, порнобизнес и т.п. Последствия жестокого обращения, насилия Любая ситуация насилия, в которой оказывается ребенок (объект ли он или свидетель насилия) носит негативный характер, тормозит или искажает развитие его еще только-только формирующейся личности, является причиной многих психологических и социально-психологических проблем, которые могут сопровождать человека всю жизнь. Вовлеченность ребенка в той или иной форме в ситуацию насилия приводит к развитию таких психологических свойств личности, как, с одной стороны, хамство — грубость, хулиганство, неумение вести себя, неуважение и оскорбление другого человека, и, с другой стороны, лакейство — подхалимство, лицемерие, раболепствование Признаки, характерные для различных видов насилия Чаще всего дети, которые подвергаются жестокому обращению, ни с кем не делятся своими переживаниями. ребенок плохо развивается – его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту; ребенок неухожен, неопрятен; он апатичен, часто плачет или, напротив, агрессивен, вызывающе себя ведет; ребенок демонстрирует изменчивое поведение – оно постоянно переходит от спокойного к внезапно возбужденному состоянию и наоборот. - у ребенка могут быть проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания, общей несобранностью, усталостью, недосыпанием;- ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений;- ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки; - у ребенка могут быть проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания, общей несобранностью, усталостью, недосыпанием;- ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений;- ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки;- для ребенка характерны повторяющиеся жалобы на недомогание – головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;- ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к отцу (другим знакомым мужчинам) или матери (другим знакомым женщинам);- ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;- ребенок судорожно реагирует на поднятую руку (как бы сжимается, боясь удара);- ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;- ребенок демонстрирует несоответствующее возрасту «взрослое» поведение, рационален, интересуется вопросами секса;- ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми;- к перечисленным выше признакам также могут добавиться проблемы со сном, боязнь темноты, энурез. В случаях, если эти признаки насторожили педагога в отношении кого-либо из детей, следует обратить внимание и на его родителей. В беседе о ребенке такие родители:- настороженны, чрезмерно озабоченны, или наоборот, безразличны;- на жалобы по поводу поведения ребенка реагируют очень бурно, эмоционально, или наоборот, холодно;- родители часто переводят ребенка из одного учреждения в другое;- часто меняют участкового врача ребенка Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку В беседе - противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка или отказ дать объясненияПозднее обращение за медицинской помощью, иногда инициатива обращения за помощью идет от постороннего лицаПерекладывание ответственности за травму на самого ребенкаНеадекватность реакции родителей на тяжесть повреждений: преуменьшение или преувеличение ихНевнимание к ребенку, неласковое обращение с нимОтсутствие обеспокоенности за судьбу ребенкаВыказывание большой обеспокоенности собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенкаРассказы о том, как их самих наказывали в детстве Последовательность действий педагогав случае выявления факта жестокости и насилия Постараться «разговорить» ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним. Оказать эмоциональную поддержку взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. Рекомендовать родителям (законным представителям) проведение диагностического обследования ребенка и всей семьи, с целью установления причин имеющихся у ребенка нарушений (домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания).Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место необходимо обратиться:- в полицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением;- в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;- в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам;- на консультацию к психологу, социальному педагогу Психолого-педагогические правила организации общения между учителем и учениками Будьте внимательны к своим ученикам, отмечайте малейшие изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Пристального внимания учителей и родителей требуют резкие “вдруг” возникшие изменения в поведении.Обратите внимание на изменение работоспособности ученика (не может продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из-за быстро нарастающего утомления).Нельзя торопиться с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность по отношению к ученику. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями.Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы.Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в классе. Для этого необходимо:- наблюдать за детьми и обращать внимание на их поведение;- понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты;- уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней.Искренне интересуйтесь жизнью своих учеников. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите!Знать и уметь дать профессионально грамотные рекомендации родителям, дети которых подверглись жестокому обращению или насилию со стороны взрослых или сверстников.Быть честным с семьей, стараться подробно разъяснить родителям причину разговора с ними. Спасибо за внимание!