Презентация Школьный буллинг. Что это такое?


КГУ «Нуринская СОШ» Семинар«Жестокость и насилие в семье»Подготовила:психолог: Эпп М. Г. Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Насилие - такое физическое или психологическое действие в отношении личности, группы или общества в целом, которое направлено на ограничение всех форм свободы и носит явный или скрытый характер для объекта.Насилие включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями, другими членами семьи ребенка, педагогами, представителями органов правопорядка, другими взрослыми Различают четыре основных формы жестокого обращения с детьми: 1. Эмоциональное (психологическое) насилие2. Физическое насилие3. Сексуальное насилие 4. Пренебрежение нуждами ребёнка (заброшенность, беспризорность) ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ) НАСИЛИЕ – преднамеренное манипулирование объектом, игнорирование его субъектных характеристик (свободы, достоинства, прав), приводящее к различным деформациям и нарушениям психического (поведенческого, интеллектуального, эмоционального, волевого, коммуникативного, личностного) развития Формы проявления-   открытое неприятие и постоянная критика ребенка;-   угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;-   замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;-   преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;-   неоднократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму;-   угрозы, запугивание;-   оскорбление;-   унижение;-   ругань;-   вмешательство в личную жизнь ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ — это любое неслучайное нанесение телесных повреждений ребёнку в возрасте до 18 лет родителем или лицом, осуществляющим опеку. К физическому насилию относят также случаи, когда родители умышленно не предотвращают возможности причинений телесных повреждений Формы проявления-   побои;-   увечья;-   убийства;-   ограничения в еде и сне;-   вовлечение в употребление алкоголя и наркотиков и т.п. ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ НУЖДАМИ РЕБЁНКА — это форма жестокого обращения с детьми, при которой родителями или опекунами не обеспечиваются элементарные нужды ребёнка, такие, как еда, одежда, образование и забота о здоровье Формы проявления-   отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;-   отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ — это использование ребёнка и подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения Формы проявления-   изнасилование;-   инцест;-   сексуальное совращение;-   вовлечение в проституцию, порнобизнес и т.п. Последствия жестокого обращения, насилия Любая ситуация насилия, в которой оказывается ребенок (объект ли он или свидетель насилия) носит негативный характер, тормозит или искажает развитие его еще только-только формирующейся личности, является причиной многих психологических и социально-психологических проблем, которые могут сопровождать человека всю жизнь. Вовлеченность ребенка в той или иной форме в ситуацию насилия приводит к развитию таких психологических свойств личности, как, с одной стороны, хамство — грубость, хулиганство, неуме­ние вести себя, неуважение и оскорбление другого человека, и, с другой стороны, лакейство — подхалимство, лицемерие, раболепствование Признаки, характерные для различных видов насилия Чаще всего дети, которые подвергаются жестокому обращению, ни с кем не делятся своими переживаниями. ребенок плохо развивается – его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту; ребенок неухожен, неопрятен; он апатичен, часто плачет или, напротив, агрессивен, вызывающе себя ведет; ребенок демонстрирует изменчивое поведение – оно постоянно переходит от спокойного к внезапно возбужденному состоянию и наоборот. -     у ребенка могут быть проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания, общей несобранностью, усталостью, недосыпанием;-     ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений;-     ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки; -     у ребенка могут быть проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания, общей несобранностью, усталостью, недосыпанием;-     ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений;-     ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки;-     для ребенка характерны повторяющиеся жалобы на недомогание – головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;-     ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к отцу   (другим знакомым мужчинам) или матери (другим знакомым женщинам);-     ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;-     ребенок судорожно реагирует на поднятую руку (как бы сжимается, боясь удара);-     ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;-     ребенок демонстрирует несоответствующее возрасту «взрослое» поведение, рационален, интересуется вопросами секса;-     ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми;-     к перечисленным выше признакам также могут добавиться проблемы со сном, боязнь темноты, энурез. В случаях, если эти признаки насторожили педагога в отношении кого-либо из детей, следует обратить внимание и на его родителей. В беседе о ребенке такие родители:-      настороженны, чрезмерно озабоченны, или наоборот, безразличны;-      на жалобы по поводу поведения ребенка реагируют очень бурно, эмоционально, или наоборот, холодно;-      родители часто переводят ребенка из одного учреждения в другое;-      часто меняют участкового врача ребенка Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку В беседе - противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка или отказ дать объясненияПозднее обращение за медицинской помощью, иногда инициатива обращения за помощью идет от постороннего лицаПерекладывание ответственности за травму на самого ребенкаНеадекватность реакции родителей на тяжесть повреждений: преуменьшение или преувеличение ихНевнимание к ребенку, неласковое обращение с нимОтсутствие обеспокоенности за судьбу ребенкаВыказывание большой обеспокоенности собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенкаРассказы о том, как их самих наказывали в детстве Последовательность действий педагогав случае выявления факта жестокости и насилия Постараться «разговорить» ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним. Оказать эмоциональную поддержку взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. Рекомендовать родителям (законным представителям) проведение диагностического обследования ребенка и всей семьи, с целью установления причин имеющихся у ребенка нарушений (домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания).Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место необходимо обратиться:-        в полицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением;-        в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;-        в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам;-        на консультацию к психологу, социальному педагогу Психолого-педагогические правила организации общения между учителем и учениками Будьте внимательны к своим ученикам, отмечайте малейшие изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Пристального внимания учителей и родителей требуют резкие “вдруг” возникшие изменения в поведении.Обратите внимание на изменение работоспособности ученика (не может продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из-за быстро нарастающего утомления).Нельзя торопиться с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность по отношению к ученику. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями.Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы.Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в классе. Для этого необходимо:-   наблюдать за детьми и обращать внимание на их поведение;-   понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты;-   уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней.Искренне интересуйтесь жизнью своих учеников. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите!Знать и уметь дать профессионально грамотные рекомендации родителям, дети которых подверглись жестокому обращению или насилию со стороны взрослых или сверстников.Быть честным с семьей, стараться подробно разъяснить родителям причину разговора с ними. Спасибо за внимание!