ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В ШКОЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ


ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА;ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ УЧЕНИКОВ И УЧИТЕЛЕЙ;ИМЕННО В ШКОЛЕ У РЕБЕНКА, ПОДРОСТКА ФОРМИРУЮТСЯ НАВЫКИ РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ Профилактика конфликтов в школьных коллективах КОНФЛИКТ (от лат. Conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была её точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое. КОНСТРУКТИВНЫЕ ДЕСТРУКТИВНЫЕ Конфликты, способствующие принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений конфликты Конструктивные стороны конфликта: Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта).Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации.Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом. Деструктивные стороны конфликта: Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.Представление о победителях или побежденных как о врагах.Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний. 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения. ЭТО СЛОВА , ДЕЙСТВИЯ (ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЕ), КОТОРЫЕ МОГУТ ПРИВЕСТИ К КОНФЛИКТУ.ТИПЫ КОНФЛИКТОГЕНОВ:СТРЕМЛЕНИЕ К ПРЕВОСХОДСТВУ;ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ;ПРОЯВЛЕНИЯ ЭГОИЗМА Конфликтогены (способствующие конфликту) КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ = КОНФЛИКТ ФОРМУЛА КОНФЛИКТА Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций. Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта. Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Разрешить конфликт значит, устранитьконфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. КАК ВОЗНИКАЮТ КОНФЛИКТЫ Специалисты (Монина, Лютова) выделяют 4 стадии прохождения конфликта:Возникновение конфликта (появление противоречия)Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы с одной стороны.Конфликтное поведение.Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта) СТРЕМЛЕНИЕ К ПРЕВОСХОДСТВУ Прямые превосходства (приказание, угроза, замечание или любая другая отрицательная оценка, критика, обвинение, насмешка, издевка, сарказм);Снисходительное отношение;Хвастовство;Категоричность;Навязывание своих советов;Перебивание собеседника;Утаивание информацииНарушения этики, намеренные или непреднамеренные;Подшучивание;Обман или попытка обмана;Напоминание;Перекладывание ответственности на другого человека;Просьба одолжить деньги. ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ Природная агрессивность; Ситуативная агрессивность. ПРОЯВЛЕНИЯ ЭГОИЗМА Это ценная ориентация человека, характеризующая преобладанием своекорыстных потребностей безотносительно к интересам других людей. РЕСУРСНЫЙ КОНФЛИКТ ЦЕННОСТНЫЙ КОНФЛИКТ Конфликт, возникающий на основе соперничества за обладание каким-либо ресурсом. Конфликт, возникающий из-за негативных оценок поведения оппонента, его личности, убеждений, ценностей ПУТИ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА СОПЕРНИЧЕСТВО ССОРА ПРОТИВОБОРСТВО БЕЗ ВРАЖДЕБНОСТИ ВРАЖДЕБНОСТЬ БЕЗ ПРОТИВОБОРСТВА ПУТИ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА РЕСУРСНЫЙ КОНФЛИКТ ЦЕННОСТНЫЙ КОНФЛИКТ Соперничество может перерасти в конфликт, если возникнет враждебность Враждебность может развиться в конфликт, если возникнет основание для противоборства ПУТИ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА Конфликтогенные инциденты Упреки, споры, претензии, требованияНе использовать угрозу, принуждение, силу, воздержаться от оскорблений и унижающих замечаний;Не прерывать контакта (не уходить, не умолкать);Уверенно осуществлять разговорную стратегию для поиска взаимоприемлемых вариантов. ОТКРЫТЫЙ КОНФЛИКТ ОТКРЫТЫЙ КОНФЛИКТ Развитие конфликта ИЛИКАК СПРАВИТЬСЯ С ЭМОЦИЯМИ В КОНФЛИКТЕ РАЗРУШАЮЩИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ РАЗРУШАЮЩИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ Фрустрация и эмоции агрессивного круга Аутентичные чувства Рэкетные чувства НЕОПРАВДАННЫЕ ЧУВСТВА истинные замещающие АУТЕНТИЧНЫЕ ЧУВСТВА ЧУВСТВА И ВРЕМЯ ЧУВСТВА И ВРЕМЯ ЧУВСТВА И ВРЕМЯ ЗАДАНИЕ ПРЕДПОЛОЖИТЕ, КАКИМ БУДЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ИСПЫТЫВАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЧУВСТВА В УКАЗАННОЕ ВРЕМЯ: ЗАДАНИЕ ПРЕДПОЛОЖИТЕ, КАКИМ БУДЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ИСПЫТЫВАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЧУВСТВА В УКАЗАННОЕ ВРЕМЯ: ЗАДАНИЕ ПРЕДПОЛОЖИТЕ, КАКИМ БУДЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ИСПЫТЫВАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЧУВСТВА В УКАЗАННОЕ ВРЕМЯ: ЗАДАНИЕ Подберите для каждого лица соответствующую эмоцию:- ГНЕВ— ПЕЧАЛЬ— ОТВРАЩЕНИЕ— РАДОСТЬ УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ Первый шаг – признать наличие эмоций;Второй шаг – изучение ситуаций, вызывающих те или иные эмоции;Третий шаг – различение аутентичных и неконструктивных реакций.