Презентация по методике преподавания Компетентностный подход в инновационном образовательном процессе
Компетентностный подход в инновационном образовательном процессе
История развития компетентностного подходаПеренос акцента образовательного процессас усвоения знанийна формирование компетентностей
Основы ключевых компетенцийУмение искать, анализировать, преобразовыватьУмение эффективно сотрудничатьУмение ставить цели, планироватьГотовность конструировать собственную образовательную траекторию
1. МотивационнаяПонимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса. знание истории становления и развития осваиваемой профессии, её важности для общества;стремление к диалогу с профессионалами;- стремление к участию в профессиональных конкурсах и проектах;- планирование дальнейшего совершенствования избранной профессии.
2. ДеятельностнаяОрганизация собственной деятельности, выбор методов и способов выполнения профессиональных задач, оценивание их эффективности и качества знание структуры деятельности и способов решения задач;постановка целей собственной деятельности, планирование и выбор оптимальных способов выполнения;анализ возможных ошибок, устанавление их причин и способов устранения.
3. Проблемная Принятие решений в стандартных и нестандартных ситуациях и ответственность за нихиспользование полученных знаний в новой ситуации;умение чётко формулировать проблему;умение определять последовательность действий; умение оценивать результат действий; умение осуществлять проверочные действия;готовность предпринять дополнительные действия при ошибочно принятом решении.
4. Информационная Осуществление поиска и использования информации понятие о видовом разнообразии источников информации; умение извлекать информацию разными способами; владение способами обработки информации владение способами передачи информации.
5. КоммуникативнаяРабота в коллективе и команде умение планировать деятельность команды; умение распределять обязанности между членами команды, видеть потенциальные возможности каждого участника; умение подчинять действия общей цели; умение формулировать свою точку зрения и отстаивать её; умение принять альтернативную точку зрения; умение конструктивно относиться к критическим замечаниям; анализ результатов работы всей команды; владение деловым этикетом
6. Профессиональное и личностное самосовершенствование Самообразование, повышение квалификации владение навыками самообразования;составление перспективного плана самообразования;достижения результатов деятельности в виде творческих работ;проявление стремления к дополнительному образованию
7. Инновационно-технологическаяОриентирование в сфере современных технологий представление о новейших технологиях; стремление освоить новые технологии; умение анализировать сильные и слабые стороны технологий.
Цели образования Данный подход к определению компетенций соответствует пониманию целей образования: научить учиться;научить работать ;научить самостоятельности ;научить совместной жизни
Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Сравнительные характеристикиТрадиционный подходКомпетентностный подходЦель обученияПриобретение теоретических знанийОриентация на практическую составляющую содержания образования (компетенции) Результат образования«Знаю, что»«Знаю, как»Характер образовательного процессаРепродуктивныйПродуктивныйДоминирующий компонент процессаКонтрольСамостоятельная работаРезультат обучения Оценка учебных достижений Комплекс учебных достижений (портфолио)
Методические задачи Компетентностный подход к обучению должен способствовать решению следующих методических задач:формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом; формировать навыки самообразования; развивать способности обучающихся; формировать умения критического мышления ; формировать навыки работы в команде; формировать навыки самоконтроля.
Мотивация обучения Система взаимоотношений педагога и учащегося должна строиться на принципах сотрудничества: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Основа компетентностного подхода – индивидуальный подход к каждому обучающемуся компетентностный подход в обучении – новация сложная и многотрудная, так как этот подход требует только индивидуального подхода к каждому учащемуся, как к личности, при особом уважении его «Я». Главный принцип такого подхода – «вершина всегда впереди».
Условия реализации компетентностного подходаИспользование форм и методов учебной деятельности, раскрывающих субъективные качества обучающихсяСоздание атмосферы заинтересованности каждого в работе всехСтимулирование к использованию различных способов выполнения заданийОценка деятельности по конечному результатуПоощрение стремления обучающегося находить рациональные формы работыСоздание атмосферы урока, позволяющей проявлять инициативу и самостоятельность
Система формирования компетенций В реальном образовательном процессе формирование компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью.
ЛингвистическаяФормирование лингвистической (языковедческой) компетенции происходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его строении, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся.
КультуроведческаяФормирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Результаты освоения предметных компетенцийРусский язык сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста; способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к теме, проблеме текста в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях; владение навыками анализа текста с учётом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Литература сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений. владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры; сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним; сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Главная задача педагогической деятельности Компетентностный подход в образовании требует соблюдения 3х условий:мне интересен тот, кто меня учит;мне интересно то, чему меня учат;мне интересно, как меня учат
Доклад подготовилапреподаватель русского языка и литературыГБПОУ КК КМСК Рудакова Ирина НиколаевнаБлагодарю за внимание !