Презентация Современные подходы к организации учебного процесса в учреждении дополнительного образования


Методический семинар«Современные подходы к организации учебного процесса в дополнительном образовании» Барышникова Н.И., зам. директора по УВР Образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования, должен отвечать следующим требованиям: иметь развивающий характер, т. е. должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов; быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию; основываться на многообразии дополнительных образовательных программ ;базироваться на развивающих методах обучения детей; Педагог должен: *обладать психолого-педагогическими знаниями;* использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе;* основываться на социальном заказе общества;* отражать региональные особенности и традиции. Основной формой образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей является УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ Типы занятий изучение нового материалаформирование умений и навыковзакрепление и развитие знаний, умений, навыковповторениеприменение знаний, умений, навыковкомбинированное занятиеконтрольное занятие Целеполагание Цели Предполагаемый результат действий или деятельности человека, на осуществление которых они направлены. (Не должно быть абстрактности и масштабности!) Триединство целей и задач ОбразовательныеРазвивающиеВоспитательныеКоррекционные (в АДОП) Образовательные задачи дать первоначальное представление о …….обеспечить усвоение…..продолжить формирование…..закрепить……обобщить…..расширить следующие специальные представления…..углубить следующие общетрудовые знания…. Развивающие задачи сформировать у обучающихся умение……развивать у обучающихся…Способствовать овладению моторикой мелких мышц, умение управлять своими двигательными действиями развивать двигательную сноровку, соразмерность движений….развивать у обучающихся профессиональные интересы по…подготовить обучающихся к сознательному выбору профессиисодействовать развитию у обучающихся необходимых личностных качеств… Воспитательные задачи совершенствовать (экономическое, экологическое, нравственное, технологическое восприятие окружающего мира и т.п.)Формировать у обучающихся нравственные личностные качества (товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность....Сформировать (продолжить формирование) взглядов, убеждений на жизненную позицию...Прививать (активную жизненную позицию, чувство ответственности, дисциплинированности) Классификация дидактических средств Печатные пособия.Демонстрационные пособия. (технологические карты, коллекции, слайды, диафильмы, видеофильмы и др.Опорные схемы.Карточки и перфокарты.Иллюстративный материал. (иллюстрации, репродукции картин, фотоработы и т.д.)Образцы декоративно-прикладного искусства, изготавливаемых изделий.Занимательный материал.Творческие задания. Ход занятия: Организационный блокОсновной блокИтоговый блок Этапы Организационый этапПроверочный (д\з, ЗУН)Подготовительный (подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала)Основной (усвоение новых знаний)Контрольный (проверка усвоения новых знаний и закрепление)Рефлективный (самоанализ)Итоговый (подведение итогов занятия)Информационный (Информирование обучающихся о домашнем задании) Типичные ошибки: УРОК!Отсутствие специфики дополнительного образованияПерегруженность занятия (показать все лучшее сразу) Доминирование формы занятия над его содержаниемНе соблюдение времени проведения занятия Рекомендации: 1. Старайтесь планировать занятие так, чтобы этапы не распадались, сохраняли целостность и внутреннее единство.2. Продумайте деятельность обучающихся на разных этапах занятия.3. Определите необходимый дидактический, демонстрационный, раздаточный материалы и оборудование.4. Продумайте итоговый этап занятия. Постарайтесь сделать его запоминающимся. Создавайте на занятии доброжелательную атмосферу, чаще улыбайтесь.Обращайтесь к детям по именам. Держите в «поле зрения» всех обучающихся. Методы обучения (по Бабанскому) Словесные (источником знания является устное или печатное слово);Наглядные (источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);Практические(получают знания и вырабатывают умения, выполняя практическое действие) Методы организации занятия в объединении (по М. Н. Скаткину и И. Я. Лернеру) Объяснительно-иллюстративный методРепродуктивный метод Проблемный метод Методы организации занятия в объединении (по М. Н. Скаткину и И. Я. Лернеру) Частично-поисковый метод (педагог расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения, каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует) Методы организации занятия в объединении (по М. Н. Скаткину и И. Я. Лернеру) Исследовательский метод (обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем, творческое применение знаний) Традиционные формы занятия ЛекцияСеминарДискуссияКонференцияЭкскурсияЭкспедиция Туристический походУчебная играУтренник, праздник и т.п. Нетрадиционные формы занятия Презентация предмета, явления, события, факта.СоциодрамаЗащита проектаЧаепитиеФилософский стол«Крепкий орешек»День добрых сюрпризовКонверт вопросовВыпускной рингПсихологическое занятиеИнтегрированные занятия Удачных занятий!С новым 2017 годом!