Презентация выступление на ШМО на тему : «Организация учебного процесса с учетом межпредметных связей»


ГАЛЯУТДИНОВА ЗУЛЬФИРА ГАБДЛАХАТОВНАГБОУ «АКТЮБИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"2016 ГОД «Организация учебного процесса с учетом межпредметных связей» "Знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь". К.Д. Ушинский "Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи". Ян Амос Коменский Стратегия модернизации содержания общегообразования Одним из оснований обновлениясодержания образования называет компетентностный подход. Ключевая компетентность сама по себе обладают интегративной природой;вбирает в себя ряд однородных или близкородственных знаний и умений, применимых к относительно широкой сфере культуры и деятельности;надпредметна , междисциплинарна, требует значительного интеллектуального развития. Федеральный государственный образовательный стандарт Реализует основную миссию образования:способствовать становлению социальноответственной, критически мыслящейполикультурной личности, члена гражданскогообщества, человека, способного к адекватномуцелеполаганию и выбору в условияхнепредсказуемо изменяющегося социальнокультурного бытия, сознающего образование какуниверсальную ценность и готового к егопродолжению в течение всей жизни. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Одним из путей достижениярезультатов образования,предусмотренных Федеральнымгосударственным образовательнымстандартом является организацияучебного процесса с использованием межпредметных связей. ПОНЯТИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ Межпредметные связи есть педагогическаякатегория для обозначения синтезирующих,интегративных отношений между объектами,явлениями и процессами реальнойдействительности, нашедших свое отражение всодержании, формах и методах учебновоспитательного процесса и выполняющихобразовательную, развивающую ивоспитывающую функции в их ограниченномединстве. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ Устанавливаются, во- первых, между учебными предметами, которые изучают сходные дисциплины в качестве самостоятельного объекта, либо отдельные сведения о предмете в качестве части своего объекта, во-вторых, между предметами, которые формируют сходные умения и навыки. УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ 1. Создание общей программы учебного процесса, которая определяет основные направления в содержании, методах и формах организации обучения на уроках по предметам, между которыми устанавливаются связи. 2. Конкретизация общей программы по отдельным урокам темы, курса, смежных курсов или в целых учебных темах разных предметов. 3. Реализация разработанной программы обучения, введение корректив на основе обратной связи путем взаимоконтроля учителей разных курсов. Уровни организации учебно-воспитательного процесса на основе межпредметных связей: - урочный, - тематический,- сквозной (интегративный), - внутрицикловой; - межцикловой. Общая программа учебного процесса Предполагает:организацию познавательной деятельности учащихся в системе уроков;систему межпредметных проблемных вопросов, раскрывающих общую мировоззренческую проблему;их распределение по урокам и определение места каждого вопроса в том или ином звене учебного процесса. общей программы учебного процесса Приемы и методы реализации межпредметных связей Обычные методы и приемы, но ориентированные на установление межпредметных связей;Специфические для уроков с использованием межпредметных связей. Методы реализации межпредметных связей Направленные на активизацию познавательной умственной деятельности: проблемные вопросы; обучение наблюдению, экспериментированию, моделированию;осуществление взаимосвязи художественно – образного отображения явлений общественной жизни;комплексная характеристика объекта;межпредметные задачи; Методы реализации межпредметных связей включение учебного материала другого предмета в изложение учителя, беседа с воспроизведением знаний из других предметов; работа с наглядными пособиями, приборами, демонстрации фрагментов диафильмов и кинофильмов по другим предметам;решение количественных и качественных задач, кроссвордов межпредметного содержания;сообщения, доклады учащихся по материалу других предметовработа с учебниками нескольких предметов на уроке, групповая работа над решением межпредметной учебной проблемы. Методы реализации межпредметных связей На основе межпредметных связей рождаются разнообразные методические приемы проблемного обучения : - постановка межпредметной проблемы на уроке по одному предмету и решение ее на уроках по другому предмету; - серия уроков по разным предметам, нацеленная на решение определенной мировоззренческой проблемы; - серия поисковых самостоятельных работ, требующих привлечения знаний из различных предметов; - специальные межпредметные обобщающие уроки, семинары, конференции и другие пути. Межпредметные связи во внеклассной работе Условия их успешной реализации:выделение комплексной задачи, позволяющей группировать знания из разных предметных областей вокруг одного объекта познания;включение воспитательных задач во внеклассные мероприятия межпредметного содержания; опора на уже имеющиеся устойчивые интересы и умение найти такую совместную работу для учеников с разными интересами, которая вызвала бы потребность в изучении общей для них области знаний; закрепление, расширение и углубление во внеклассной работе объема знаний, умений и навыков, полученных на уроках, использование научно-популярной литературы по предметам, тесная связь с учебной деятельностью; реализуемые во внеклассной воспитательной работе межпредметные связи должны способствовать пониманию воспитанниками сущности рассматриваемых понятий и явлений. Формы внеклассной воспитательной работы межпредметного характера индивидуальная ( выполнение рефератов, сочинений, докладов, самостоятельные исследования);групповая ( межпредметные кружки, практические работы, игры межпредметного содержания, групповые творческие задания);массовые ( межпредметные экскурсии, вечера, конференции, лектории, олимпиады, турниры, конкурсы и другое). Выводы На основе межпредметной связи научного знания у школьников формируются: - представления о единстве живой и неживой природы, общность естественно-научных и общественно-исторических основ взаимодействия человека, общества и природы;- умение самостоятельно применять знания из разных предметов при решении новых вопросов и задач, в том числе и неучебных. Организация учебного процесса с учетом межпредметных связей способствует формированию целостного мировоззрения, решению актуальных задач реализации Федеральных государственных стандартов нового поколения.