Перезентация к уроку по изобразительному искусству За нашу Победу! Плакаты Великой Отечественной войны 1941-1945гг. (7 класс)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №4”ЗА НАШУ ПОБЕДУ!ПЛАКАТЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ1941 - 1945гг. Плакат Великой Отечественной войны — одно из самых запоминающихся и ярких художественных событий культуры ХХ века. Его убедительность и высокий патриотический пафос во многом объясняются профессионализмом советских художников-плакатистов, их большим жизненным опытом и умением ясно говорить средствами плакатной графики. Сегодня, спустя десятилетия со времени его создания, плакат 1941–1945 годов остался искусством нестареющим, острым, боевым и призывным. Основной целью военного плаката во все времена было поднять боевой дух армии, и призвать на поле боевых действий как можно больше людей, способных держать оружие и обороняться. Но вот способы изображения у разных стран были совершенно разными. Чтобы далеко не ходить возьмем, к примеру, советские военные плакаты, так как они наиболее полно отражают специфику данного вида изображений. Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. В течение недели массовыми тиражами было выпущено пять плакатных листов, а в издательствах готовились к печати еще свыше пятидесяти. Уже к вечеру 22 июня 1941 года художники Кукрыниксы (М.Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов) создали эскиз плаката. Первым плакатом, расклеенным на стенах домов 23 июня 1941 года, был лист художников Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», изображавший Гитлера, вероломно нарушившего Пакт о ненападении между СССР и Германией, и красноармейца, вонзившего штык в его голову. Спустя неделю после начала войны появился один из самых известных плакатов военных лет «Родина-Мать зовет!», созданный художником Ираклием Тоидзе (1902-1985). Идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Пораженный выражением ее лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра. В числе плакатных листов июня 1941-го — работа А. Кокорекина «Смерть Фашистской Гадине!». Сюжет плаката и его художественное решение напоминают плакат Кукрыниксов. Найдена удачная эмблематическая характеристика фашизма. Враг показан в виде мерзкого гада, в форме свастики которого пронзает штыком Воин Красной Армии. Среди многих искренних работ тех дней — лист В.Корецкого «Наши силы неисчислимы». Плакат нес идею создания единого народного ополчения для борьбы с врагом. Художник обратился к символу русского национального патриотизма — скульптуре Мартоса «Минин и Пожарский», которая на плакате олицетворяла Москву и весь многонациональный советский народ. Суровые испытания выпали на долю защитников Москвы осенью 1941 года, когда враг вплотную приблизился к столице. В эти дни был создан графический лист, ставший бесспорным шедевром: плакат Н.Жукова и В.Климашина «Отстоим Москву!». Авторы пошли по пути художественного обобщения и придали воину черты народного героя, находящегося на высочайшем эмоциональном подъеме и призывающего отстоять от врага не только столицу, но и свободу всей страны. Защитников Ленинграда вел в бой плакат В.Серова «Наше дело правое — победа будет за нами». События на фронтах войны 1942 года: блокада Ленинграда, приближение врага к Волге, угроза захвата нефтяных промыслов Кавказа, а, главное — оккупация огромной территории, на которой проживали сотни тысяч мирных граждан, поставили перед авторами новые задачи. Художники показали трагедию войны; героями их листов были женщины и дети. Плакат В.Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», впервые напечатанныйв газете «Правда»5 августа 1942 года, вызывал у бойцов ненависть к врагу. Недаром художник Н.Жуков в своей работе «Бей насмерть!», поместил этот плакат на стену дома, который защищал от врага красноармеец-пулеметчик. Бесстрашие, героизм и фронтовое братство советских воинов воспели плакаты Н.Жукова «Немецкий танк здесь не пройдет!» Победа под Сталинградом продемонстрировала всему миру несгибаемую силу бойцов и мощь Красной Армии, сумевшей противостоять многотысячной немецко-фашистской армаде и отбросить врага от Волги (плакат В.Дени и Н.Долгорукова «Сталинград», 1942). Творчество Виктора Иванова наиболее ярко проявилось в листах 1943 года «Пьем воду родного Днепра...» и «На Запад!», которые отличало необыкновенное сочетание героизма и лиричности при создании образов советского воина. До окончательной победы над врагом путь был совсем не близок. В 1944 году художнику Л.Голованову в плакате «Дойдем до Берлина!» удалось создать запоминающийся образ воина. Прототипом улыбающегося богатыря на марше стал реальный герой — снайпер Голосов, фронтовые портреты которого легли в основу знаменитого листа. Бесспорно, самые лирические образы героев войны создал А.Кокорекин. Работы художника готовили советских людей к скорой встрече с героями-воинами (плакат «Воину-победителю — всенародная любовь!», 1944). На плакате В.Корецкого «Не унесут фашистов ноги — добью врага в его берлоге!» пожилой боец с автоматом на груди верит в близость победы и неотвратимости расплаты врага за все причиненные народам страдания. Известие о победе и окончании войны стало самым знаменательным событием 1945 года. В мае Москва украсилась многочисленными красочными плакатами, выполненными В.Ивановым, В.Корецким, А.Кокорекиным, В.Климашиным, Л.Головановым. Художники прославляли советский народ и его героических воинов. Плакат Великой Отечественной войны под залпы салютующих орудий и радостное ликование победителей торжественно ушел в историю. Плакат Иванова В.С. «Мы победили! Слава нашему великому народу, народу-победителю!». 1945 год. Плакат «Слава воину-победителю» принадлежит кисти известного советского художника — Виктора Климашина (1912—1960). в плакате выражается благодарность солдатам-героям. Искусство плаката уникально тем, что позволяет немедленно откликнуться на происходящие события, передать идею, заложенную автором, предельно ясно и кратко. Советский плакат шагал в ногу со временем. Он создавал образы наших предков, совершающих боевые и трудовые подвиги, разоблачал поджигателей войны и сражался за мир во всем мире. Используемая литература1. И.Смольников Мастерская солнца. Л “Детская литература” 1990. 2. А.В.Парамонов, С.М.Червонная Советская живопись. Мосвка “Просвящение” 1981.3. А.Шклярук “Плакаты Великой Отечественной войны 1941 - 1945гг. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!