Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов.
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов. Учитель МБОУ СОШ №65Г.Ростова-на-ДонуГвоздкова Оксана Александровна Каким должен быть современный ученик? любознательной, интересующейся, активно познающей мир; умеющей учиться, способной к организации собственной деятельности; уважающей и принимающей ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательной, умеющей слушать партнёра, уважающей своё и чужое мнение;готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) , как одна из важнейших задач образования. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование УУД, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. В чём заключается роль начальной школы? Учить себя.Достижение данной цели становится возможнымблагодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Достижение «умения учиться» предполагает освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы;2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Функции универсальных учебных действий: — обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;— создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе;— обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Виды универсальных учебных действий: личностные РегулятивныеПознавательныекоммуникативные Личностные удд Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Смыслообразование.Личностное, жизненное самоопределение.Нравственно-этические. Виды личностных действий. Регулятивные удд обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. целеполаганиепланированиепрогнозированиеконтролькоррекцияоценкасаморегуляция Общеучебныезнаково-символическиелогическиепостановка и решение проблемы Познавательные удд Знаково-символические действия: замещениекодированиемоделированиепреобразование модели планирование сотрудничествапостановка вопросовразрешение конфликтовуправление поведением партнёраумение с точностью выражать свои мысли Коммуникативные удд обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог. -математика-русский язык-литературное чтение-окружающий мир-технология-музыка Формирование удд в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. уважение к мнению собеседникаумение чётко выражать свои мыслиаргументировать своё мнениепринимать позицию собеседника Учебный предмет «Литературное чтение» - приготовь рассказ-опиши устно-объясни Учебный предмет «Окружающий мир» планированиепреобразованиеоценка продуктаумение ставить задачипрактические способы решениядостижение результата Учебный предмет «Технология» Типовые задания, нацеленные на регулятивные универсальные учебные действия «преднамеренные ошибки»;поиск информации в предложенных источниках;взаимоконтроль;взаимный диктант;диспут;«ищу ошибки»;КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему). Основой развития коммуникативных умений является систематическое использование на уроках трёх видов диалога: а) диалог в большой группе (учитель – ученики);б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики);в) диалог в паре (ученик – ученик). Типовые задания, нацеленные на коммуникативные универсальные учебные действия: составь задание партнеру;отзыв на работу товарища;групповая работа по составлению кроссворда;диалоговое слушание«подготовь рассказ», «опиши устно», «объясни...» и т. д. Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: участие в проектах;подведение итогов урока;творческие задания;самооценка события, происшествия; дневники достижений. Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: «найди отличия» (можно задать их количество); «на что похоже?»; поиск лишнего; «лабиринты»; упорядочивание; «цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм. Знания, добываемые насильно, душат разум. А.Франс